24 февраля 2020 21:04

24 февраля 2020 21:04

фото: иван куртов

Царское увлечение

Работая над созданием моделей поездов, дети и взрослые учатся сохранять железнодорожные традиции и популяризируют моделирование как искусство


В Северной столице 27 января открылась новая креативная площадка «Центр железнодорожного моделизма», на торжество собрались взрослые и школьники, увлечённые этим техническим творчеством.
«Центр является одним из филиалов нашего музея, – сказал директор Центрального музея железнодорожного транспорта (ЦМЖТ) РФ Владимир Мителенко. – Видя нарастающий в последнее время интерес к созданию миниатюрных магистралей, мы достали из своих фондов наиболее интересные экспонаты, участвовавшие в выставке «Железнодорожный моделизм», проходящей в ЦМЖТ каждую весну. Именно эти модели и стали основой нынешней экспозиции. Наша цель – помочь петербуржцам приобщиться к этому виду творчества. И в первую очередь мы стремимся заинтересовать созданием магистрали в миниатюре молодёжь, которая, благодаря любви к железнодорожному моделизму, как мы надеемся, придёт в будущем трудиться на железную дорогу».

В создании Центра приняли участие моделисты Санкт-Петербурга, с которыми музей сотрудничает уже 28 лет. В небольшом уютном помещении разместились экспозиция, рассказывающая об истории железнодорожного моделизма, более 200 моделей подвижного состава ХХ–ХХI веков, а главное – прекрасный интерактивный действующий макет, где движением моделей тепловозов может управлять любой посетитель.

Работа над созданием нового центра шла несколько месяцев. Большинство миниатюрных движущихся экспонатов было предоставлено фондами Центрального музея. Другие исторические модели поездов и рельсов 1917–1990-х годов выпусков, приобретались музеем специально для нового центра на аукционах или были получены в дар от любителей маленьких железных дорог. Кстати, помещение по Садовой улице, 55, новому центру предоставила администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

«Попав сюда, я был приятно удивлён, – сказал преподаватель школы моделизма Малой Октябрьской железной дороги Станислав Шафировский. – Это новая, современная, интересная площадка, в которой моделисты всех возрастов найдут для себя что-то интересное: кто-то движущиеся модели, кто-то исторические экспонаты».

До официального открытия Центр около месяца работал в тестовом режиме.

«В выходные дни у нас собирались любители миниатюрных магистралей, приносящие свои модели для проведения «покатушек», – рассказал экскурсовод Антон Кылосов. – У нас уже состоялась первая лекция, посвящённая вопросам железнодорожной архитектуры, которую читал моделист с многолетним стажем, доцент кафедры «Электромеханика и теплоэнергетика» ПГУПС Андрей Ватаев. Он поведал собравшимся о стилях и течениях в архитектуре, вызванных развитием железных дорог. В ходе практических занятий продемонстрировал посетителям процесс создания миниатюрных копий зданий без единого гвоздя. А с копиями железнодорожных зданий, о которых шла речь в лекции, посетители могли ознакомиться, посмотрев на движущуюся модель, расположенную в центре нашей площадки».

Новый центр, безусловно, планирует активно развиваться.

В новом филиале ЦМЖТ висит портрет императора Николая II, играющего с миниатюрной железной дорогой. Как известно, российский самодержец был неравнодушен к маленьким поездам. В его коллекции хранилась, в том числе, железная дорога компании Мэрклин – известного производителя железнодорожных моделей. В 1979 году эта компания открыла в городе Гёппингене музей моделизма. Так что занятие моделизмом можно считать вполне царским делом.

Елена Харламова