25 февраля 2020 09:48

25 февраля 2020 09:48

фото: иван куртов

Безопасно работать – выгодно!

Чем запомнился на Октябрьской железной дороге Год социального партнёрства

Интервью с председателем Дорпрофжел на ОЖД Александром Голубевым.

– Александр Валерьевич, уходящий год был объявлен РОСПРОФЖЕЛ Годом социального партнёрства. Каковы его основные ключевые моменты?

– Их было немало. Во-первых, 30 августа было подписан базовый документ – новое Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2020–2022 годы, в котором сохранены все ранее действующие льготы и гарантии. Во-вторых, 28 октября генеральный директор – председатель правления холдинга Олег Валентинович Белозёров и председатель первичной профсоюзной организации ОАО «РЖД» Николай Алексеевич Никифоров подписали новый Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2020–2022 годы. Это шестой по счёту Колдоговор компании. И подписание этого важного документа в столь ранние сроки говорит о высоком уровне взаимопонимания между сторонами в решении вопросов социальной защиты трудовых коллективов. Самое главное: на следующие три года сохранены все социальные гарантии и льготы для работников и неработающих пенсионеров в компании. Также 19 ноября было подписано Отраслевое соглашение по учреждениям образования, подведомственным Федеральному агентству железнодорожного транспорта. Сейчас ведётся работа по заключению Коллективных договоров в 18 организациях, расположенных в границах ОЖД.

– Перечень льгот в Коллективном договоре ОАО «РЖД» не только сохранён, но и расширен. Какие из 40 улучшений и дополнений, на Ваш взгляд, являются главными?

– Все они очень важны. Это и добавление бонусного пакета, и принцип предоставления дополнительных льгот с учётом региональных особенностей, и поддержка представителей общественных институтов, и новый пункт об улучшении условий труда, производственного быта и охране здоровья женщин, и многое другое. Кроме того, в 15 пунк­тах предусмотрено увеличение сумм выплат. Так, в частности, увеличены размеры разовых выплат при рождении или усыновлении ребёнка и ежемесячного пособия работникам, находящимся в от­пуске по уходу за ребёнком от 1,5 до 3 лет, с 4600 руб. до: в 2020 году – 5100 руб., в 2021 году – 5250 руб., в 2022 году – 5450 руб. Ещё пример: размер средств, направляемых на формирование бюджета для частичной компенсации затрат работников на занятия физической культурой, увеличен с 300 руб. до 400 руб. на одного работника в год.

– Один из ключевых производственных показателей, в том числе для участия в отраслевом соревновании, – безопасность движения. Как улучшать ситуацию в этой сфере?

– Необходимо вести работу в нескольких направлениях. Снижать риски, связанные с человеческим фактором. Повышать внимание к работе общественных инспекторов и уполномоченных по охране труда, мотивировать их. Велико внимание начальника дороги к данному вопросу. В этом направлении делается многое.

Несмотря на проводимую работу и на снижение показателей травматизма в целом по полигону дороги, ещё есть над чем работать. Печальные факты 2019 года: допущен тяжёлый случай травматизма, смертельно травмировано три работника, один случай находится в расследовании. Всё это говорит о том, что должны разрабатываться такие системные меры, в результате реализации которых будут исключены причины, порождающие производственный травматизм, а также профессиональные заболевания работников. Эти вопросы обсуждались, в частности, на семинаре-совещании главных технических инспекторов труда железных дорог России, который прошёл в конце октября у нас на дороге, в Санкт-Петербурге. Роль общественного контроля в реализации концепции «нулевого травматизма», применение инновационных технологий на транспорте, взаимодействие РОСПРОФЖЕЛ с органами государственного надзора, перспективы развития скоростного сообщения – все эти аспекты нужно развивать.

И, главное, каждый работник должен понимать: соблюдать все нормы и требования и работать безопасно – это выгодно!

– Что делается для улучшений условий труда, в том числе, женщин?

– Вот только один пример. В соответствии с действующими программами работы по подключению постов железнодорожных станций и табельных дистанций пути к техническому водоснабжению и обустройству в них санитарных комнат запланированы на 178 объектах. На сегодня план реализован на 60% – этот вопрос на нашем постоянном контроле. Положительный момент: с начала реализации программы с 2016 по 2018 год было обустроено 492 объекта, в каждом – санитарная комната. Улучшены условия труда почти 4 тыс. работников, из них 1200 – женщины.

– Насколько крепка социальная защита работников? Удаётся ли снижать нормативы сокращения численности благодаря председателям первичек на местах?

– Это самый больной вопрос, с которым сталкивается профсоюз. За большую историю профсоюза – в апреле будет отмечаться 115 лет РОСПРОФЖЕЛ – было немало сложных периодов: и военные годы, и послевоенное восстановление хозяйства, и девяностые… Сегодня в России предусмотрен рост производительности труда не ниже чем на 5% ежегодно, и многое для этого делается. Профсоюз тоже выступает за эффективный и качественный труд. Но делать это надо за счёт изменения технологии работы, внедрения новой техники, а не за счёт сокращения численности персонала. Необоснованное, не подтверждённое технологией сокращение может привести к сбоям в работе железнодорожного транспорта, снизить уровень безопасности движения и увеличить риски травмирования работников. Оптимизация должна идти без перегибов.

Не менее спорным способом достижения роста производительности труда является аутсорсинг. Мы видим, что во многих аутсорсинговых компаниях представители администрации нарушают законодательство: не оформляют трудовые отношения с работниками, снижают и задерживают выплату заработной платы, не соблюдают требования охраны труда и так далее. Поэтому профсоюзный актив должен принимать самое деятельное участие при формировании мероприятий, направленных на выполнение заданий по росту производительности труда в организациях, и контролировать их исполнение.

– Снижение замечаний, выявляемых правовой инспекции профсоюза, – положительная тенденция?

– Здесь самое главное – реакция кадрового блока и руководителей служб на вынесенные замечания. Она строится на основе социального партнёрства: замечания разбираются, устраняются.

Что касается видов замечаний, то проверки, проведённые правовыми инспекторами труда, показали: преобладают нарушения режима рабочего времени и времени отдыха (27%), порядка предоставления обязательных выплат (20%), порядка заключения, изменения и расторжения трудового договора (18%). В течение года по результатам работы инспекции отменено 19 дисциплинарных взысканий. В пользу работников возвращено порядка 1,4 млн руб.

Октябрьская дорога работает в правовом поле. Общий настрой – на исключение нарушений. Это устраняет почву для социальных конфликтов, трудовых споров и в целом создаёт позитивный имидж компании.

– Не только работники, но и ветераны чувствуют заботу профсоюза?

– В честь 75-летия снятия блокады Ленинграда в рамках социально-значимого мероприятия были приобретены путёвки для 75 ветеранов в пансионат «Восток-6» и санаторий «Сестрорецкий курорт». Совместно с дирекцией социальной сферы продолжена реализация проекта «Активное долголетие» с целью поддержания физической активности неработающих пенсионеров. 2020 год, когда будет отмечаться 75-летие Победы, в РОСПРОФЖЕЛ пройдёт под девизом «Год единства, памяти и славы».

– Верно ли наблюдение, что спорт охватывает всё больше железнодорожников?

– Спортивная жизнь на Октябрьской действительно очень насыщенна. И массовой физкультурно-оздоровительной работе профсоюз уделяет большое внимание. В честь 45-летия БАМа во всех регионах дороги были организованы велоэстафеты, велопробеги и другие мероприятия. Многие в этом году: Спортивный фестиваль, 4-й кубок Дорпрофжел по хоккею с шайбой, теннисный турнир Дорпрофжел и другие имели большой успех у участников и зрителей.

Также профсоюзные организации активно участвовали в создании физкультурно-спортивных клубов (ФСК). Сейчас на крупных узлах дороги их 16. На уровне компании решается вопрос о выделении средств для ФСК на спортивное оборудование и инвентарь. Уверен, что только совместными усилиями работодателей, РФСО «Локомотив» и профсоюза можно создать действительно работающий механизм по организации занятий физкультурой и спортом в шаговой доступности от места работы и проживания.

– Чем новым отмечена детская оздоровительная кампания?

– Она по традиции проводится на высоком уровне: дети и подростки отдыхают в дорожных оздоровительных лагерях, в черноморских здравницах. Для них реализуются корпоративные социальные проекты, что делает их отдых более насыщенным и интересным. Кроме летнего отдыха, различные мероприятия организуются и в период зимних новогодних каникул. Это поездки в Великий Устюг на родину Деда Мороза, познавательные экскурсии в новогоднюю Москву и Санкт-Петербург. И, конечно, все дети работников получат новогодние подарки перед главным зимним праздником.

– Этот праздник уже совсем рядом. Александр Валерь­евич, что пожелаете работникам дороги в наступающем году?

– Уходящий 2019-й год был сильным, удачным, но непростым с точки зрения безопасности движения. Хотелось бы, чтобы в 2020 году магистраль продолжила свою эффективную работу на базе хороших показателей безопасности движения поездов, охраны труда и, как следствие, с хорошими премиальными результатами в части отраслевого соревнования. Труженики Октябрьской дороги этого заслуживают. Надеемся, что совместные усилия работодателя и профсоюза в части обеспечения Колдоговора, своевременной зарплаты и её индексации, достойных условий труда, социальной заботы будут и в дальнейшем создавать хороший настрой на успешную работу, на плодотворный и, главное, безопасный труд.

Хочется пожелать всем в наступающем новом году здоровья, благополучия, счастья, достижения личных и профессиональных целей и мирного неба. Железнодорожники своим трудом постоянно доказывают, что дороги – железные, а люди на ней трудятся золотые.

Беседовали Сергей Брызгало, Наталья Александрова