29 сентября 2020 01:13

29 сентября 2020 01:13

фото: иван куртов

Как соблюсти нормы?

На Октябрьской дороге 14 ноября состоялся Совет главных инженеров 16 железных дорог компании, главной темой которого стала организация работы по установлению санитарно-защитных зон в отношении объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Заседание открыл заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. Обращаясь к участникам мероприятия, он сделал акцент на необходимости определить в ходе Совета, что конкретно следует сделать в области изменения нормативно-правовой базы для реа­лизации в компании Постановления правительства № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», принятого в прошлом году.

О предстоящем объёме работы по применению Постановления правительства № 222 рассказал начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Пётр Потапов. По его словам, с 1 января 2020 года ранее определённые санитарно-защитные зоны прекращают существование, и новые могут быть установлены на основании исключительно исследования атмосферного воздуха и уровней физического или биологического воздействия на него. В связи с чем, подчеркнул руководитель, по предварительной оценке, требуется разработка около 4 тыс. проектов санитарно-защитных зон стационарных объектов и 85 тыс. км линейных объек­тов железнодорожного транспорта. Он также обратил внимание присутствующих на то, что в настоящее время нормативная база по установлению санитарно-защитных зон не сформирована. Наиболее часто встречающаяся претензия, предъявляемая компании гражданами и надзорными органами – это уровень шума от эксплуатации подвижного состава. В условиях сложившейся застройки не разграничена ответственность физических и юридических лиц, осуществляющих застройку вблизи железной дороги. Зачастую в крупных городах железнодорожная инфраструктура, сложившаяся за 180 лет своего существования, в плотной застройке, находится менее чем за 100 метров от жилых зданий. Однако, как сказал Пётр Потапов, среди сопутствующих факторов, создающих сверхнормативный шум вблизи магистрали, 70% – это интенсивный поток автотранспорта, а 20% – другие виды городского шума, в 60% – фоновый уровень шума.

Компания проводит мероприятия по снижению уровня шума. Основные из них: защитные посадки деревьев, шлифовка рельсов, укладка бесстыкового пути, укладка новых линий, возведение шумозащитных экранов. Кроме того, в сентябре текущего года совместно с центром инновационного развития ОАО «РЖД» организован открытый запрос на поиск инновационных решений по защите населения от сверхнормативного акустического воздействия.

На заседание главных инженеров филиалов компании были приглашены представители Роспотреб­надзора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также ряда научно-исследовательских институтов, ведущих свою деятельность в области изучения влияния на человека негативных факторов шума.

Представители надзорных органов выразили желание провести совместную работу по адаптации Постановления правительства № 222 к деятельности железнодорожного транспорта. Учёные, наряду с представленным анализом отечественного и европейского опыта по реализации мероприятий по борьбе с повышенным шумом, подтвердили, что в сравнении с авто- и авиатранспортом, железнодорожный транспорт является гораздо менее вредным для здоровья человека.

Кроме того, в рамках мероприятия участники совета провели деловую игру, направленную на детальную проработку нормативов, которые смогут обеспечить выполнение железными дорогами правил установления санитарно-защитных зон, закреп­лённых в Постановлении правительства № 222.

Юлия Минеева