09 августа 2020 16:50

09 августа 2020 16:50

фото: архив ДПО

«Зубастый» экскаватор против асфальта

Рацпредложение начальника участка производства № 1 (Псков) Санкт-Петер­бург-Ви­теб­ского регионального участка Октябрьской дирекции пассажирских обустройств (ДПО) Игоря Нагорного настолько упростило укладку асфальта на низких пассажирских железнодорожных платформах, что попало в список «Лучших идей ОАО «РЖД»-2018».
– Идея возникла в процессе работы нашей бригады на станции Струги Красные, – рассказал Игорь Васильевич. – Перед укладкой нового асфальта нам надо было снять старый. Мы, как обычно, загнали на платформу специальную технику, но асфальт под машиной стал проседать, а тяжёлый автомобиль – проваливаться. Когда асфальт стали снимать вручную, при помощи ломов, выяснилось, что под этим покрытием есть ещё один слой асфальта, а внизу – брусчатка, уложенная на песок. А это значит, что использовать на этой платформе тяжёлую технику было невозможно. Надо было либо выполнять работы вручную, либо придумывать иные варианты решения задачи.

И тогда Игоря Васильевича осенило: надо использовать лёгкий мини-экскаватор Bobcat, под которым платформа просаживаться точно не будет. С другой стороны, его ковшом асфальт не подцепишь.

– Я предложил с помощью болгарки вырезать полоски из листа металла, – вспоминает Игорь Васильевич, – эдакие зубья размером 20 на 30 см и прикрепить их болтами к ковшу. Получившаяся «вставная челюсть» взламывала асфальт, не повреждая при этом лежащую ниже брусчатку. Работа пошла легче и быстрее.

Это изобретение Игоря Нагорного позволило значительно сэкономить время и силы железнодорожников.

– В нашей бригаде шесть человек, – продолжает начальник участка. – Во время ремонта платформы Струги Красные троим работникам точно бы пришлось разбивать ломами старый асфальт. При площади платформы в 725 кв. м и скорости работ каждого человека – по три кв. м в час на снятие асфальта ушло бы около десяти дней. А зубастый экскаватор сделал это за один!

В итоге приспособ­ление для снятия асфальтового покрытия при ремонте пассажирских платформ повысило производительность труда и принесло дирекции пассажирских обустройств экономический эффект в размере 95,9 тыс. руб. с каждой плат­формы.

– Моё предложение было размещено на сайте ОАО «РЖД» и теперь тиражируется на всей Октябрьской дороге, – сообщил рационализатор. – Каждый, кому интересно, может зайти на портал, ознакомиться с технологией и использовать её на своём предприятии. Я сам часто захожу в этот раздел и просматриваю новые предложения других авторов, чтобы применять их на практике.

В прошлом году Игорь Нагорный оформил сразу две новаторских идеи. О первой мы уже рассказали, а вторая, также возникшая в процессе ремонта платформы Струги Красные, касалась усовершенствования шаб­лонов, используемых при укладке асфальта.

Любая пассажирская платформа должна соответствовать определённым требованиям. И это правило распространяется на все части поверхности, включая борты.

– Для борта, расположенного ближе к краю платформы, к которому прибывают поезда, у нас есть заводской шаблон, – объяснил Игорь Нагорный. – А чтобы сделать ровным задний край, возле которого расположены ограничительные ограждения, приходилось каждый раз бегать с рулеткой, измеряя и выравнивая его высоту. Я предложил соединить между собой линейки определённой длины и использовать их по принципу детской формочки в песочнице. В нашем случае мы накладываем этот шаблон на мокрый и ещё пластичный асфальт, создавая, таким образом, ровный задний край.

Идея, казалось бы, простая. Однако, экономический эффект от этого изобретения за счёт экономии времени составил более 80 тыс. руб. при ремонте одной платформы.

– Разработка и дальнейшее использование рацпредложений облегчает нашу работу, делает её более скорой и качественной, – объяс­нил автор.

Игорь Нагорный пришёл на «железку» 31 год назад. В 1976 году он поступил в Омское железнодорожное училище, после армии закончил Омский государственный университет путей сообщения, тогда ещё ОмИИТ, и начал трудиться на Западно-Сибирской железной дороге. В 2003-м переехал в Псков и устроился работать на Октябрьскую.

– 16 лет назад я был главным инженером в пригородном отделении Витебского регионального отделения ДПО, – говорит Игорь Васильевич. – Потом занял нынешнюю должность, и на любом своём месте я всегда выдвигал много идей: за семь лет – более 20 предложений.

В 2018 году дирекция номинировала Игоря Нагорного на звание «Лучшего рационализатора ДПО».

Елена Харламова