13 декабря 2019 01:03

13 декабря 2019 01:03

фото: иван куртов

Жизнь колеса – как на ладони

На Октябрьской в промышленную эксплуатацию запущен проект «Жизненный цикл колёсных пар»

В рамках сетевой школы ЦФТО, прошедшей в Санкт-Петербурге 7–8 ноября, состоялось детальное обсуждение двух пилотных проектов, получивших обкатку на полигоне ОЖД в нынешнем году. Один из них, запущенный в октяб­ре в промышленную эксплуатацию, – «Сервис контроля жизненного цикла грузового вагона».
Этот проект реализуется в рамках цифровой трансформации ОАО «РЖД», целью которой является повышение качества предоставляемых транспортных и логистических услуг за счёт применения цифровых технологий.

– Одна из задач, поставленных руководством компании, – повышение эффективности взаимодействия со всеми участниками транспортного процесса, в том числе в части ремонта подвижного состава, – рассказал главный инженер службы вагонного хозяйства Октябрьской дирекции инфраструктуры Александр Иванов. – До сих пор все субъекты производственной цепочки – производители железнодорожной техники, перевозчик, собственники, операторы подвижного состава, вагоноремонтные предприятия – работали в своей изолированной информационной среде. Для решения поставленных задач в компании было принято решение о создании единого информационного пространства для всех участников процесса, основанного на технологии блокчейн. Это позволит повысить прозрачность деятельности всех участников и более оперативно им взаимодействовать.

Для реализации проекта в 2018 году была создана рабочая группа. В неё вошли руководители и специалисты аппарата ОАО «РЖД» и Октябрьской железной дороги, учёные Санкт-Петербургского государственного экономического университета, разработчики программного обеспечения (ООО «Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем»). К реализации проекта были привлечены представители вагоностроительных заводов, собственники подвижного состава и вагоноремонтные компании. Рабочую группу возглавил директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин, его заместителями стали начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион и главный инженер Октябрьской железной дороги Виталий Попов.

– В ходе работы над проектом были описаны бизнес-процессы текущего состояния вагонного комп­лекса, определены технологические операции, которые являются ключевыми в рамках жизненного цикла колёсной пары, – говорит начальник отдела организации предоставления услуг в области информационных технологий службы корпоративной информатизации Октябрьской железной дороги Лариса Шатилова.

Колесо имеет долгую жизнь. Его изготавливают, продают, покупают, хранят, эксплуатируют, ремонтируют – и не один раз, и, в конце концов, утилизируют. Для создания единого информационного пространства была разработана платформа распределённого реестра данных «Сервис контроля жизненного цикла грузового вагона» (РРД КП) на базе распределённой блокчейн сети Hyperledger Fabric. Сейчас только ряд участников проекта передаёт информацию о колёсных парах из своих АСУ на платформу РРД КП. Проект предусматривает интеграцию АСУ всех участников жизненного цикла с платформой. Благодаря чему полная история колёсной пары будет доступна участникам взаимодействия.

Уже сейчас в режиме информационного взаимодействия на платформу РРД КП поступает информация о колёсных парах от завода изготовителя – АО «Алтайвагон», собственников – ООО «Трансресурс» и АО «СГ-транс», и вагоноремонтной компании – АО «ВРК-1». Для компании перевозчика – РЖД – основой стала Подсистема управления текущим отцепочным ремонтом на основе экономических критериев (АСУ ТОР ЭК), пользователями которой являются работники вагонного хозяйства вплоть до мастера участка и оператора.

При этом каждый из них извлечёт свои выгоды от участия в проекте: завод-изготовитель получит оперативную информацию о рекламациях к своей продукции, перевозчик – повышение безопасности за счёт исключения из оборота контрафактных комплектующих грузового вагона, собственники – возможности увеличения прибыли, вагоноремонтные компании – сокращение времени ремонта. Также платформа РРД КП предусматривает реализацию площадки по передачи собственности комплектующих грузового вагона по принципу маркетплейс.

Одним из преимуществ РРД КП помимо уменьшения риска использования контрафактных изделий станет сокращение издержек участников, в том числе уменьшение времени простоя вагона в текущем отцепочном ремонте, сокращение оборота вагона.

Как будет действовать система? В случае отцепки грузового вагона в текущий отцепочный ремонт у собственника подвижного состава появится возможность приобретение колёсной пары, с требуемыми техническими характеристиками, из числа выставленных колёсных пар на торговую площадку РРД КП другими собственниками. Или – колёсная пара, принятая на ответственное хранение на склад в Бологое, не сможет неожиданно всплыть в Петрозаводске без цепочки промежуточных действий.

Функционал системы принят в промышленную эксплуатацию. Летом этого года обучение работе в новой системе прошли ключевые специалисты всех компаний-участников, владеющие бизнес-процессами. На 2020 год запланировано дальнейшее развитие функционала системы, в том числе работы по защите информации и привлечение к проекту новых участников.

– На последующих этапах будет выполняться развитие системы по реализации функционала жизненного цикла других узлов грузового вагона: тележке, автосцепному устройству и т.д. – подытожил Александр Иванов.

Владимир Саблин

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31