15 декабря 2019 16:30

15 декабря 2019 16:30

фото: архив музея

Силу инженерной мысли проверяют макаронами

На прошлой неделе открывшийся недавно в Санкт-Петер­бурге Музей мостов получил сразу несколько подарков.
ГБУ «Мостотрест» презентовал ему чугунный артефакт – двуглавого орла, являвшегося элементом решётки наплавного Троицкого моста, а «Северо-Западная реставрационная компания» вручила болты от исторического крепления чугунного ограждения Зелёного моста.

Сам музей открылся в Мучном переулке всего месяц назад. Именно тогда его обновлённая экспозиция переехала в центр города из Красного Села. Напомним, Музей мостов является филиалом Центрального музея железнодорожного транспорта России (ЦМЖТ).

Важно, что изначально строительством мостов занимались выпускники института инженеров путей сообщения – нынешнего ПГУПСа. Модели, которые создавались до начала работы над настоящими мостами, в течение долгого времени передавались на хранение в «особую залу», с которой в 1813 году и начал свою историю Центральный музей железнодорожного транспорта России. Таким образом за 200 лет скопилось более ста экспонатов, которые в 1997 году из-за нехватки площадей были размещены в здании Мостоотряда № 19. Правда, тогда музей был предназначен только для специалистов, а для широкой публики открылся лишь десять лет назад.

– По сравнению с экспозицией в Красном Селе, наша выставка существенно расширилась, – сказал директор Центрального железнодорожного музея РФ Владимир Мителенко. – Сейчас мы занимаем два этажа строения, но у нас есть и третий этаж, и там в ближайшее время тоже будут демонстрироваться наши экспонаты.

Специалисты и раньше называли музей мостов «техническим Эрмитажем», имея ввиду инженерную и конструкторскую точность его экспонатов. Теперь, разместившись на больших площадях, коллекция заиграла новыми красками.

– Когда мы показали ряд наших экспонатов немецким коллегам, они потеряли дар речи, – сообщил научный сотрудник ЦМЖТ Полина Чекалина. – Многие модели уникальны, например, самая ранняя – первого моста через Неву, созданная в 1762 году швейцарским инженером Альдоном. Мост планировалось построить на месте нынешнего Благовещенского, но проект так и не был осуществлён. В Европе не предполагали, что у нас сохранились такие раритеты.

В Санкт-Петербурге насчитывается порядка 300 мостов. Вниманию посетителей предлагается сто экспонатов: мосты деревянные и металлические, автомобильные или железнодорожные, которые можно не только рассмотреть во всех подробностях, но и узнать об их судьбе.

Многие из моделей создавались дольше, чем сами мосты. А происходило это потому, что работа с ними была для инженеров первым этапом технических испытаний, на котором они проверяли свои конструкции на прочность, особенности эксплуатации и ремонта. Поэтому на изготовление миниатюрного Благовещенского моста ушло 12 лет, а на оригинал – всего восемь. Кстати, над созданием модели этого сооружения работали не только инженеры, но и ювелиры.

Все мосты в музее имеют именно те очертания, какие были присущи им сразу после создания. Видя, как изменилась к сегодняшнему дню конструкция реальных аналогов, можно изучать историю нашей страны. Например, Египетский мост был изначально цепным. Но когда его открыли в 1955-м после долгого ремонта, цепей у переправы уже не было.

Любопытные истории здесь рассказывают про каждый экспонат. Для малышей разработана специальная детская программа.

– Помимо экскурсий проводятся мастер-классы, во время которых дети сами возводят мосты, – продолжила Полина Чекалина. – Материал – простой, например, …макароны. После наших занятий дети осознают суть мостостроения и его основные принципы.

В общем, скучать посетителям здесь не приходится.

– Я рад, что мы сохраняем эту красоту и лучшие инженерные идеи для потомков, – сказал Владимир Мителенко.

Елена Харламова

Элемент не найден!