15 декабря 2019 17:01

15 декабря 2019 17:01

фото: иван куртов

Конкурс «Даёшь БАМ!»: итоги подведены

Сегодня мы подводим итоги конкурса «Даёшь БАМ!», который проводился на страницах «Октябрьской магистрали» в течение почти всего нынешнего года. Работники Октябрьской, те, кому довелось участвовать в строительстве магистрали, делились воспоминаниями своей юности.
Редакция получила два десятка интересных рассказов. К сожалению, рамки спецпроекта, посвящённого 45-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали, не позволили напечатать все присланные работы. Мы опубликовали только три из них, на наш взгляд, самые увлекательные и познавательные.

В своих воспоминаниях «Как железнодорожные войска покоряли тайгу» ветеран военной службы и ветеран РЖД Александр Чашник рассказал о строительстве восточного участка магистрали. «124-й км от Тынды – это не просто зимник, а зимник, которого до нашего прохода не было. Шли, именно шли, потому что каждый метр пути – неизвестность. Колонна техники, машин, вагончиков под жильё растянулась километра на полтора. Скорость от 5 до 10 км/ч. Прошли без ЧП – первая победа», – пишет Александр Львович.

Инженер отдела администрирования и управления проектов по скоростному движению поездов ОЖД Сергей Шиков тоже служил на БАМе, начинал рядовым бойцом. Он поведал, в каких сложных условиях строилась дорога. Читаешь – и мороз по коже: «Столбик термометра опускался до отметки −50°. Каждому выдавали миску горячей каши и банку консервов «Завтрак туриста». Мы открывали её штык-ножом, смешивали содержимое с кашей и быстро съедали. Небольшое промедление приводило к тому, что это блюдо полностью замерзало».

Выпускник ЛИИЖТа, инженер-путеец, историк Слава Колпаков в публикации «Стройка века ковала характеры», утверждает, что молодые люди рвались на БАМ отнюдь не только за длинным рублём, как это заявляют сейчас некоторые журналисты и политические деятели. Многих в далёкую Сибирь влекла романтика, тот самый «туман и запах тайги». А для руководства страны Байкало-Амурская магистраль – самый важный в то время строительный объект. «Слова «надо БАМу» стали волшебным ключом, отпирающим бюрократические двери. Всё, что требовалось «стройке века», поставлялось мгновенно», – пишет Колпаков.

Решением редакционной конкурсной комиссии главный приз конкурса присуждён воспоминаниям Славы Михайловича. Не скрывая трудностей и проблем, сопровождавших грандиозную стройку, автор без пафоса рассказывает о герои­ческом труде проложивших дорогу людей. «Слово «бамовец» стало символом сопричастности к построенным когда-либо человечеством грандиозным сооружениям», – заканчивает свои воспоминания Слава Михайлович.

Давид Генкин

Элемент не найден!