10 декабря 2019 14:41

10 декабря 2019 14:41

фото: иван куртов

Новый взгляд на путь

Благодаря системам видеофиксации, установленным на мобильных средствах контроля за состоянием верхнего строения пути, диагностика совершенствуется

В Санкт-Петербургском центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры проводится обработка, анализ, передача и хранение информации, полученной в результате работы систем видеоконтроля мобильных средств диагностики.
На полигоне обслуживания Октябрьской дирекции инфраструктуры определены шесть направлений, на которых ежемесячно работают диагностические средства с видеоконтролем. С периодичностью проверки два раза в месяц обследуются: главный скоростной ход Октябрьской Санкт-Петер­бург-Главный – Москва-Пассажирская-Октябрь­ская, самые грузонапряжённые направления: Санкт-Петер­бург – Бусловская, Волховстрой-1 – Кошта, Санкт-Петербург – Мурманск. Один раз в месяц – ход Сонково – Бологое – Дно, один раз в квартал – участок Мга – Овинище. Составляются годовые и помесячные планы работы диагностических средств.

На малоинтенсивных линиях главные пути контролируются, как правило, только мобильными средствами дефектоскопии. По результатам их проезда выдаются отметки для натурного осмотра, который по возможности и производится персоналом мобильных средств дефектоскопии. За съёмными средствами дефектоскопии сплошного контроля на малодеятельных линиях остаётся проверка стрелочных переводов и приёмоотправочных путей. Все отступления, выявленные с применением систем видеоконтроля, вносятся в виде инцидентов в систему ЕК АСУИ. Работники дистанции пути по получению информации через ЕК АСУИ принимают меры по их устранению. Стоит отметить, что при развёрнутой длине в 13 553,8 км проверкой пути с использованием видеоконтроля охвачено 5 474,8 км, что составляет 40% развёрнутой длины.

Существующий парк диагностических средств, оборудованных автоматизированными системами расшифровки видеоконтроля, насчитывает шесть единиц. Это вагон-дефектоскоп ПС-494 – оборудование АО «Радиоавионика», вагоны-путеизмерители КВЛ-П № 100, КВЛ-П – № 084 – оборудование АО «НПЦ ИНФОТРАНС», вагон-рельсосмазыватель РС-158, ВСДК «Спринтер 300Л», автомотриса СУПДК «СЕВЕР» – оборудование АО «Фирма ТВЕМА».

Работа диагностических средств, оборудованных системой видеоконтроля, начата с 2016 года с вводом в эксплуатацию ВСДК «Спринтер 300Л». За период 2016-2019 год парк диагностических комплексов, оборудованных системой видеоконтроля, увеличился до шести единиц. Прошли модернизацию и дооборудование вагоны-путеизмерители КВЛ-П № 084,100, вагон-дефектоскоп ПС-494, введена в эксплуатацию новая автомотриса СУПДК «СЕВЕР». За счёт применения этих средств за 8 месяцев 2019 года выявлена 14 031 неисправность пути.

В целях обеспечения безопасности движения поездов, контроля за соответствием элементов верхнего строения пути и стрелочных переводов диагностические средства оборудованы системами получения видеоизображений посредством линейной или матричной видеосъёмки состояния элементов: рельсов, рельсовых скреплений, рельсовых стыков, шпал, элементов стрелочных переводов, а также количества щебня в шпальных ящиках с использованием видеокамер повышенного разрешения, установленных в подвагонном пространстве непосредственно над рельсошпальной решёткой.

В целом все установленные на год целевые показатели выполнены более чем на 100%. 155 тыс. км пути были проверены при помощи мобильных средств (МС) дефектоскопии. В результате выявлено 648 остродефектных рельсов. МС путеизмерения обследовано более 260 тыс. км. Из них в неудовлетворительном состоянии оказались 560. Силами инженерно-геодезических баз СПб ЦДМ проведена съёмка продольных профилей 562,5 км на 52 станциях. Мостоиспытательными станциями произведён осмотр более тысячи искусственных сооружений с выдачей заключений о техническом состоянии объектов.

– Техническое обновление, в частности, введение в постоянную эксплуатацию в 2017 году скоростного вагона-дефектоскопа «Спринтер», позволяющего производить неразрушающий контроль рельсов на скоростях более 100 км/ч, стало хорошим подспорьем, – рассказывает главный инженер Дмитрий Берёзов. – Впервые реализованы такие полигонные технологии, как проверка состояния геометрии рельсовой колеи вагоном-путеизмерителем КВЛ-П № 100 сразу на нескольких дорогах. Так, в течение года дважды производилась проверка состояния пути в составе организованного поезда на маршруте Санкт-Петербург – Хабаровск, трижды – Санкт-Петербург – Новосибирск.

Продолжается также совершенствование диагностики с использованием систем видеофиксации, установленных на мобильных средствах контроля за состоянием верхнего строения пути. Кроме того, в 2017 году в СПб ЦДМ реализован функционал полной расшифровки записей, получаемых со съёмных средств путеизмерения. Работа производилась по аналогии с организованной в Центре расшифровки съёмных средств дефектоскопии.

Одним из значимых процессов, связанных с текущим содержанием эксплуатируемой инфраструктуры, является выявление участков пути с отступлениями от норм содержания и, соответственно, обеспечение контроля качества устранения неисправностей. В рамках этих процессов необходим полноценный учёт всех выявленных отступлений, возникающих на объектах инфраструктуры, а также соблюдения технологий. Для решения данных задач в СПб ЦДМ в августе была создана группа контроля и мониторинга работы путеизмерительных тележек. Члены группы оказывают практическую и методическую помощь в работе операторов по путевым измерениям дистанций пути.

Для статистической оценки плавности хода высокоскоростного электропоезда «Сапсан» выполняются проверки уровня ускорений кузова хвостового вагона с использованием портативного акселерометра типа «MACTRACK». Благодаря данному диагностическому оборудованию удаётся выявлять и устранять неисправности, влияющие на плавность хода высокоскоростных поездов, снижая их общее количество более чем вдвое.

Всё это было бы невозможно без профессионализма и активной позиции сотрудников центра.

Начальник лаборатории по контролю за текущим содержанием пути, организации ремонтов и технического обслуживания вагонов Сергей Клоков трудится на железнодорожном транспорте всего четыре года. Однако уже имеет награду за второе место в конкурсе «Лучший молодой руководитель ОЖД». Он с большой ответственностью подходит к своей работе, а также успешно справляется и с дополнительной нагрузкой, ранее возглавляя совет молодых сотрудников Октябрьской дирекции инфраструктуры.

Более 45 лет работает на дороге начальник Петрозаводской инженерно-геодезической базы Борис Курлыкин. При непосредственном участии Бориса Михайловича выполнялись работы по обследованию «больных» мест земляного полотна на северных участках ОЖД, составлению проектов среднего и капитального ремонтов пути, инженерно-геодезическому обеспечению на участках модернизации и реконструкции дороги при вводе скоростного и высокоскоростного движения – поездов ЭР-200, «Сапсан», «Аллегро». С 2014 года совместно с ОАО «НИИАС» он участвует во внедрении в опытную и промышленную эксплуатацию первой и второй очередей Единой сетевой геоинформационной базы данных масштабных планов (ГБД МП), геоинформационной базы данных продольных профилей путей станций и перегонов.

Заместитель начальника мостоиспытательной станции № 1 Вячеслав Анохин в 2017 году принял участие в проведении обследований искусственных сооружений в Республике Куба. Из более 600 искусственных сооружений выявлено порядка 400, находящихся в аварийном состоянии.

– Работа железнодорожников на Кубе строится по-другому. Например, у них совсем нет устройств сигнализации, централизации и блокировки. Также у них нет такого распределения производственных задач, как у нас, к примеру, в Октябрьской дирекции инфраструктуры. Одна бригада обслуживает одну станцию и выполняет одновременно все функции путейцев и энергетиков, – отмечает Анохин.

На следующий, 2020-й год запланировано дальнейшее обновление производственной базы Центра диагностики и мониторинга, в частности, приобретение однониточных и двухниточных средств рельсовой дефектоскопии сплошного конт­роля последнего поколения.

Ожидается дооснащение имеющихся мобильных средств контроля новыми системами видеофиксации с возможностью автоматического определения неисправностей объектов инфраструктуры, а также объединения функций контроля с доработкой до мобильных комплексов.

В 2018 году изменилась организационная структура работы Центра диагностики. Он перестал быть подразделением Дирекции инфраструктуры, ввиду создания Дирекции диагностики – филиала ОАО «РЖД».

Светлана Канаева

Элемент не найден!