25 мая 2020 00:55

25 мая 2020 00:55

фото: иван куртов

Железная и конкурентоспособная

На Октябрьской разрабатываются всё новые проекты, позволяющие увеличить пассажиропоток

Интервью с заместителем начальника Октябрьской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Алексеем Ситниковым.
– В 2019 году пассажиропоток на Октябрьской магистрали вырос более, чем на 6%. И это в сравнении с 2018-м, когда проходил чемпионат мира по футболу! Алексей Юрьевич, с чем связан рост числа пассажиров в этом году?

– Думаю, причина в том, что в последнее время на Октябрьской железной дороге внедрено много новых проектов. Постоянно ведётся улучшение существующих маршрутов, в том числе за счёт ускорения поездов. Так, в августе прошлого года мы запустили «Ласточки» Санкт-Петербург – Псков, курсирующие по принципу «Дневного экспресса». На участке от Санкт-Петербурга до Луги поезд следует своим ходом под контактным проводом, а от Луги до Пскова состав ведёт локомотив ТЭП-70БС.

Сначала мы запустили две пары составов, затем прибавили к ним третью, ведь населённость этих поездов в среднем составляет 90,7%. В будни востребованность этого поезда очень высока, потому что им пользуются псковичи, работающие в Питере. Кроме того, состав имеет высокую востребованность у петербургских туристов, которые не упускают возможность на один день съездить в древний русский город.

Помимо новых маршрутов, ведётся мониторинг предложений пассажиров, выявляются востребованные направления с дальнейшем назначением дополнительных поездов. В летний период 2019 года это Санкт-Петербург – Москва и маршруты из Санкт-Петербурга в Адлер и Анапу. Так за июнь и июль между Санкт-Петербургом и Москвой было назначено 403 дополнительных поезда.

В декабре прошлого года и январе текущего мы запустили две пары «Ласточек» Санкт-Петербург-Финляндский – Сортавала. Это также позволяет туристам совершить однодневную поездку и, кроме Сортавалы, посетить горный парк Рускеа­ла и остров Валаам. В первое время после запуска маршрута у нас была договорённость с администрацией Горного парка Рускеала, которая предоставляла свой транспорт для доставки всех желающих в парк со станции Маткаселькя. С июня путешествие стало ещё более привлекательным и комфортным после назначения на участке от Сор­тавалы до горного парка Рускеала ретропоезда на паровой тяге.

Важно, что отправление этого состава согласовано с прибытием «Ласточки», что даёт экскурсантам возможность пересесть с одного поезда на другой без длительного ожидания. Несмотря на то, что состав запущен в июне, этим маршрутом уже воспользовалось более 12 тыс. пассажиров. И это только до горного парка! А «Ласточки» Санкт-Петербург – Сортавала с начала года уже перевезли 189 тыс. пассажиров, при этом в июле их населённость составляла 94,7%.

– Вы рассказываете о появлении новых маршрутов. А происходило ли в последнее время улучшение уже имеющихся?

– Конечно! Например, в прошлом году мы ускорили поезд № 21/22, Санкт-Петербург – Мурманск. Теперь он проводит в дороге менее суток – 23 часа 59 минут. Этот процесс проходил в несколько этапов. В общей сложности за полтора года время в пути сократилось более чем на 2 часа 20 минут.

– За счёт чего произошло это ускорение?

– За счёт изменения конфигурации графика движения и технологии обслуживания в пути следования. Ранее на станции Свирь у поезда производилась смена локомотива в связи с изменением рода тока. На замену уходило 30 минут. В конце прошлого года по маршруту пошёл новый электровоз двойного питания ЭП-20, который может следовать как на постоянном, так и на переменном токе.

Всё это в совокупности дало возможность составить другой график. Теперь состав пользуется большей популярностью у пассажиров. В летний период он курсирует максимальной длиной – 24 вагона, а в майские праздники отправились 25 вагонов, перевезя таким образом 1015 пассажиров. Это сделало его самым длинным пассажирским поездом на сети в этом году.

– Алексей Юрьевич, давайте вернёмся к проектам, реализованным в нынешнем году.

– В 2019-м был продлён маршрут «Ласточки» 719/720. Если раньше этот состав шёл от Петрозаводска до Новгорода, то теперь он стал курсировать до Пскова, связав таким образом три региона: Республику Карелия, Новгородскую и Псковскую области. С 3 августа маршрут поезда был изменён, что позволило ускорить его движение из Петрозаводска до Пскова на 44 минуты и из Пскова до Петрозаводска на 1 час 44 минуты.

Также, по заказу Новгородской области, мы назначили поезд из Великого Новгорода до Пестово. Жители очень нуждались в этом маршруте, тем более, что на участке от Хвойной до Пестово пригородное железнодорожное сообщение отсутствовало уже несколько лет.

В Москве и Московской области, в свою очередь, в этом году мы назначили новые пригородные поезда, курсирующие в час пик в Подмосковье. Для них буквально выискивались минуты в и без того плотном графике. Но обойтись без этого шага было невозможно, из-за большого спроса на дополнительные поезда.

– А что с реализацией безлюдных технологий?

– Приведу в пример цифры по продажам проездных документов на поезда дальнего следования через Интернет. 90% билетов на скоростной поезд «Сапсан» приобретаются именно через Всемирную сеть. На другие поезда это количество пока ниже – 60%. К продажам через Интернет присоединились и пригородные компании СЗППК и МТППК, осуществляющие реализацию билетов на пригородные поезда через приложение уже второй год.

Для привлечения потребителей используются также и маркетинговые программы. Например, сейчас на маршруте Петрозаводск – Псков действует акция – скидка 50% на проезд во всех классах обслуживания. В минувшие выходные на направлении Санкт-Петербург – Рускеала была установлена фиксированно низкая стоимость проезда. Таким образом, билет в одну сторону обошёлся пассажирам всего в 303 руб., при том, что обычно его цена начинается от 500 руб. («Ласточка» + паровоз).

– Можете соотнести показатели нашего роста пассажиропотока с цифрами авиалиний?

– Мы часто сравниваем свои данные по пассажиропотоку с авиационными, особенно на участке Санкт-Петербург – Москва. Могу сказать, что если наш рост по числу пассажиров, пользующихся «Сапсанами» за 7 месяцев, составил в этом году 4,5%, то у авиалиний он – 8,2%, при этом объёмная доля безусловно больше у нас – 65% (у авиаторов – 29%).

– Алексей Юрьевич, есть ли планы по внедрению новых маршрутов и программ, которые помогут сохранить положительную динамику пассажиропотока?

– С 9 декабря планируется возобновить движение между Мурманском, Санкт-Петербургом и полу­островом Крым: в график возвращается исторический поезд № 7/8, который в течение сорока лет сое­динял Северную столицу и Севастополь. Также в наших планах «увязывать» маршруты поездов с другими видами транспорта, осваивать новые направления.

Мы будем продолжать активно использовать свои резервы. Например, по маршруту Санкт-Петербург – Псков ходят «Ласточки» с пятью вагонами. Решение некоторых технических вопросов позволит увеличить количество вагонов, которые наверняка будут востребованы пассажирами. Ведь преимущество этого состава в его скорости (время в пути по железной дороге составляет сегодня 3 часа 30 минут, тогда как даже на личном автотранспорте расстояние между городами можно пересечь не менее чем за четыре часа). Это говорит о том, что железная дорога во всех отношениях становится всё более конкурентоспособной. Уверен, что так будет продолжаться и впредь.

Беседовала Елена Харламова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31