14 октября 2019 04:29
фото: иван куртов

Как победить привычку бежать по шпалам к электричке

Мы провели детальный анализ ситуации с непроизводственным травматизмом на полигоне дороги, которая сложилась в первом полугодии. Приятно отметить, что по сравнению с аналогичными периодами в Московском регионе ОЖД достигнуто существенное уменьшение числа случаев травмирования граждан. А вот в Санкт-Петербургском, Санкт-Петер­бург-Витебском и Мурманском территориальных управлениях дороги, к сожалению, отмечается его рост.
В целом на Октябрьской за шесть месяцев 2019 года травмировано 96 граждан, из которых 63 человека – смертельно. Среди пострадавших восемь несовершеннолетних, трое из них погибли.

В числе основных причин травмирования граждан – хождение по железнодорожным путям в неустановленном месте перед идущим поездом: 68 человек, это 71% от общего числа. 20 граждан пострадали при переходе железнодорожных путей по оборудованному пешеходному переходу. Обращаю внимание на то, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года число случаев травмирования на пешеходном переходе возросло почти в три раза!

Если рассматривать ситуацию по субъектам Российской федерации, то наиболее травмоопасными являются Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Такой анализ, притом проводимый системно, нам необходим прежде всего для повышения эффективности профилактических мер, которым на Октябрьской уделяется очень большое внимание. С 2010 года ежегодно реализуется инвестиционная программа «Предупреждение травматизма граждан на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД». На наиболее травмоопасных станциях и остановочных пунктах оборудуются пешеходные переходы в одном уровне с железнодорожными путями, они оснащаются световой и звуковой сигнализацией. На данный момент построено 186 таких объектов, в текущем году ведётся строительство еще двадцати и проектирование десяти.

Одним из наиболее эффективных мероприятий по пре­дупреждению травмирования граждан является обустройство ограждений пути. Так, по инвестиционной программе в 2018 году установлено 600 м ограждений на станции Апатиты. В 2019-м запланированы проектно-изыскательские работы на участках Онежский – Голиковка и Лахта – Лисий Нос. Это 11 км.

В 2018 году было установлено или заменено порядка 2500 м рамно-сетчатого ограждения. В 2019-м – уже 2200 м, и до конца года будет произведена установка порядка 6000 м ограждения.

Ежегодно производится установка шумозащитных экранов, которые также являются препятствием для выхода на железнодорожные пути. В прошлом году смонтировано более 10 км, а в нынешнем – уже более 7 км, и планируется строительство ещё 14 км.

Кроме этих мер, важно формировать и культуру безопасности, прежде всего у детей. На Октябрьской в первом полугодии организованы и проведены декадник, месячник «Безопасные каникулы», а также конкурс детского рисунка «Береги свою жизнь». Руководителями и специалистами предприятий полигона дороги совместно с представителями ГУТ МВД России регулярно проводится информативно-разъяснительная работа в образовательных учреждениях.

И, конечно, усилий одной только дороги для решения этого непростого вопроса недостаточно. Именно поэтому 5 июля было проведено первое заседание межведомственной рабочей группы с участием сотрудников Следственного комитета России, транспортной прокуратуры, МВД России, органов исполнительной власти, системы образования для выработки предложений по совершенствованию профилактики травмирования граждан и формированию единой концепции мер предупреждения травматизма. Принято решение о создании межведомственной рабочей группы на полигоне Октябрьской дороги и определены основные направления её деятельности: от работы с Интернет-ресурсами, соцсетями, пропагандирующими такие опасные действия как «зацепинг», до внесения изменений в законодательство в части административной ответственности лиц, нарушающих правила безопасного поведения на железной дороге.

Виктор Иванов, заместитель главного инженера ОЖД