03 июня 2020 22:20

03 июня 2020 22:20

фото: архив предприятия

Найти и обезвредить

Внимательность и расторопность электромеханика помогли избежать трагедии

Старший электромеханик Мурманского регио­нального центра связи Октябрьской дирекции связи (РЦС-5) Алексей Остапчук обнаружил в междупутье опасную находку и тем самым спас жизни работников магистрали и жителей близлежащих районов.
– Этой зимой насыпало много снега, – вспоминает Алексей. – Каждый день и ночь на снегоборьбу от РЦС вызывали по одному человеку на вторую очередь. Вот и в тот день, несмотря на то, что на календаре было уже 1 марта, работы по очистке от снега междупутья хватало, и я вместе с путейцами занимался пневмообдувкой.

Переходя от одного стрелочного перевода к другому, с тяжёлым многометровым шлангом в руках, старший электромеханик не удержал равновесия и упал в сугроб. Пытаясь встать, задел какой-то металлический предмет. Быстро поднялся, разгрёб снег рукавицей, оказалось – открытый электрораспределительный трёхфазный силовой шкаф.

– Ни с путей, ни с тропинки его было не видно из-за сугробов, – рассказывает Алексей. – Я естественно, по профессиональной привычке обратил внимание на состояние этого силового шкафа. Такое оборудование следует держать наглухо закрытым, а дверцы были нараспашку. У меня возникло подозрение, что шкаф не обесточен. Я проверил его бесконтактным индикатором, и точно – под напряжением! Бросился за указателем напряжения, проверил, результат тот же – напряжение есть, о чём я сразу же доложил диспетчеру дистанции энергоснабжения.

Проблему устранили быстро.

– Обычно эти трёхфазные шкафы служат для подключения путевого оборудования, скажем, отрезной машинки или сварочного аппарата. Как получилось, что этот силовой шкаф после окончания трудового дня остался не выключенным путейцами – сказать сложно, могу только предположить, – рассуждает Алексей. – По инструкции по окончании работ ящик полагается обесточить. Рубильник находится на закрытом электрощите, расположенном здесь же, на станции. Скорее всего, у бригады путейцев не было доступа к электрощиту и, как следствие, к рубильнику. Правда, в таком случае, они должны были известить о возникших сложностях своё руководство.

Кстати, шкаф этот, принадлежащий энергетикам, мало того, что не был отключён, так ещё имел серьёзные повреждения, и если бы не бдительность Алексея, он мог бы стать источником смертельной опасности для работников дороги: 380 В – это ведь не шутка.

– Непонятно, как этот трёхфазный ящик могли упустить из виду проверяющие службы, – рассуждает Остапчук. – Соответствующие проверки проходят у нас регулярно. Но, видимо, расположение силового шкафа делает его малозаметным. Зимой его закрывают сугробы, а у специалистов, возможно, «замылился» глаз, и они проходили мимо, не замечая этого объекта.

Алексей Остапчук работает на дороге уже 11 лет, и всё это время – с безупречной репутацией.

– Грамотный квалифицированный специалист, к тому же ответственный и обладающий творческой жилкой, – сказал начальник РЦС-5 Григорий Иванов. – Он человек, про которых говорят «он на своём месте», активный и неравнодушный, по-настоящему болеющий за свою работу. И, кстати, творческие мысли не покидают его и в свободное время.

Коллеги рассказывают, что зачастую Остапчук приходит после выходных и выдаёт свои идеи. Алексей, автор множества рацпредложений, способствующих оптимизации железнодорожной радиосвязи, нашёл решение целого ряда технических проблем.

– Он не из тех людей, которые работают от звонка до звонка, а во всё остальное время о железной дороге и не вспоминают, – продолжает Григорий. – Если человек выдаёт идеи в понедельник, значит, думает о деле и в выходные дни. Рацпредложения Алексея рождаются в результате потребности в усовершенствовании какого-то оборудования, применяемого специалистами нашего предприятия. Вследствие своей нужности его идеи быстро внедряются и находят своё воплощение, не залёживаясь в бумажном виде. Например, радиостанция Motorola укомплектована либо пультом управления, либо выносным микрофоном. Остапчук внёс рацпредложение, позволяющее использовать и то, и другое одновременно.

Пояснить суть этого новшества можно на примере мобильного телефона. При пользовании мобильником человек имеет возможность говорить, поднося аппарат к уху, или пользуясь громкой связью. Но в Motorola эти функции были несовместимы, и теперь, после усовершенствования аппарата, можно пользоваться опцией «свободные руки», что заметно облегчает труд диспетчеров. «Радиотехника – это увлечение, выросшее из моей любимой профессии», – говорит Алексей.

За обнаружение силового шкафа и оперативные действия по его обесточиванию Алексей стал одним из победителей дорожного проекта «Вектор безопасности», за что он получил Благодарность начальника железной дороги.

Елена Харламова