19 сентября 2019 09:59
фото: иван куртов

УРРАН снижает риски

Автоматизированная система помогает оптимизировать расходы на содержание инфраструктуры

В Санкт-Петербурге на заседании совета главных инженеров предприятий Октябрьской дирекции инфраструктуры обсудили способы внедрения методов комплексного управления ресурсами, рисками и анализом надёжности (УРРАН) на этапах жизненного цикла и возможности развития этой концепции в хозяйстве пути.
В компании идёт активное внедрение новейших технологий управления инфраструктурой, повышающих безопасность движения. Сейчас на нескольких полигонах Октябрьской апробируются различные инновации, среди которых важную роль играет автоматизированная система УРРАН. Она обеспечивает переход от традиционных показателей надёжности и безопасности конкретных технических средств к показателям, отражающим эксплуатационную деятельность компании и её хозяйств.

На первоначальном этапе многие данные в эту автоматизированную систему приходилось вносить вручную. Для этого специалисты различных структурных подразделений прошли обучение. Затем обработка первичной статистики автоматизировалась. На основе статистических данных об опасных событиях по объектам инфраструктуры и подвижного состава, получаемых из автоматизированных систем КАСАНТ и АС РБ, в УРРАН рассчитываются оценки соответствующих рисков. Это комбинация двух составляющих: частоты возникновения и последствий, которая затем сравнивается с приемлемым для своего вида уровнем. Результаты оценки представляются в форме матриц риска. Далее в дирекциях принимается ответственное решение об обработке его в зависимости от значимости и определяется порядок финансирования требуемых мер, чтобы его предотвратить.

– Внедрение УРРАН в путевом комплексе позволяет снизить стоимость жизненного цикла железнодорожного пути, – говорит главный инженер службы пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Кирилл Скоморохов. – Это происходит за счёт перераспределения ресурсов при условии обеспечения требуемого уровня эксплуатационной надёжности и безопасности движения. То есть если определённый участок пути не требует немедленного ремонта, в то время как требуется срочная модернизация на другом участке, то силы и средства идут туда, где их использование наиболее важно.

Одной из главных особенностей УРРАН является широкое применение риск-ориентированного подхода для формирования рекомендаций по управлению активами. Поскольку неконтролируе­мые риски могут приводить к незапланированным эксплуатационным расходам и причинению вреда, то система обеспечивает управление рисками, позволяя снизить их до приемлемого уровня.

– Процесс управления рисками предусматривает возможность возникновения нежелательных событий, определение их частоты и последствий, оценивание риска, его обработку и последующий мониторинг, – рассказывает руководитель научно-технического комплекса по системам обеспечения безопасности движения и автоматизации станционных процессов Алексей Замышляев.

Применение УРРАН на Октябрьской позволяет вести непрерывный контроль во времени и анализ развития состояния пути на участках различной протяжённости и разной грузонапряжённости. Кроме того, можно определять темпы деградации пути, ранжировать участки в соответствии с мат­рицей рисков и оценкой возможного влияния на перевозочный процесс состояния пути в зависимости от грузонапряжённости. Всего таких функций девять. В особую группу следует выделить риски в области безопасности движения поездов, требую­щие эффективного управления в приоритетном порядке, например, на высокоскоростном ходу или на направлении Бабаево – Лужская.

Таким образом, выбор участков, рекомендуемых для проведения ремонтных работ, осуществляется на основе матрицы ранжирования. В ней, согласно фактическому состоянию пути, происходит адресное формирование участков по степени опасности и риска на текущий период, а также с учётом прогноза. Далее принимаются управленческие решения о необходимости проведения работ сначала неотложных, затем – текущих; параллельно с этим формируется перечень участков, требующих капитального ремонта.

Оценка и анализ рисков позволяют выработать обоснованные решения по управлению уровнем надёжности и безопасности функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), в том числе об эффективности их эксплуатации или модернизации. С 1 января 2019 года ведётся ежемесячная работа по сверке данных с целью корректного расчёта уровня риска в каждом структурном подразделении службы ЖАТ.

– Исходя из анализа автоматизированных систем формируются географическая карта рисков и отчётные формы по показателям надёжности, – рассказывает и.о. главного инженера службы автоматики и телемеханики Октябрьской дирекции инфраструктуры Алексей Кравцов. – На основе полученных данных производится ежемесячный анализ состояния инфраструктуры станций и перегонов, попавших или вышедших из зоны риска. Результаты вклю­чаются в общий анализ состояния безопасности.

Чтобы вывести объекты СЦБ, попавшие в зону значительного – «красного» – риска, специалисты дирекции производят доработку или корректировку планов мероприятий с перенаправлением материальных ресурсов, которые повысят надёжность технических средств.

Подчеркнём, что помощью УРРАН можно определять любые уязвимые объекты железнодорожной инфраструктуры (от подвески контактной сети до фундамента зданий вокзалов), готовить проекты и планы работ по техническому содержанию устройств, включая подвижной состав.

Дальнейшее развитие системы УРРАН, её полная автоматизация и внедрение в повседневную деятельность предприятий холдинга позволит выйти на качественно новый уровень управления активами. Следует отметить, что большой интерес к проекту уже проявил Международный союз железных дорог. Да и руководители дирекций инфраструктуры других дорог положительно оценили достигнутые результаты и поддержали внедрение АС УРРАН на сети.

Алексей Чумаков