14 октября 2019 06:10
фото: архив предприятия

ЧП столичного масштаба

Действия злоумышленников выбили из графика движение поездов на главном ходу

О том, что в ночь на 28 июня было затруднено движение поездов в районе станции Сходня, на Октябрьской дороге знают, пожалуй, все. Ведь такие истории происходят у нас, к счастью, нечасто. На протяжении 15 часов на этом участке не работали светофоры и элементы связи. Машинисты были вынуждены двигаться со скоростью порядка 20 км/ч, что приводило к массовой задержке составов. В целом на главном ходу опоздали 62 поезда, а суммарное время их задержки составило 29 часов и 4 ми­нуты.
28 июня в 2.45 дежурная по станции Сходня обнаружила на экране ложную информацию о занятости пути и стрелочных переводов. Для определения причин она оперативно направила к модулю  сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) механика. Специалист быстро определил, что питание на стойку модуля подаётся исправно. И отправился с проверкой кабельной трассы СЦБ станции. В границах станции 621 км, пикет 8–9 он заметил повреждение колодцев: замки крышек люка кабельной канализации были взломаны, а часть кабеля, отвечающая за питание, управление и контроль за состоянием устройств СЦБ, исчезла.

– Факты хищения материалов верхнего строения пути, оборудования, кабеля у нас случались и ранее, – прокомментировал ситуацию заместитель начальника Октябрьской дирекции инфраструктуры – начальник Московского отдела инфраструктуры Артур Багаутдинов. – Но воровство такого масштаба произошло на Октябрьской впервые. В эту ночь злоумышленники украли 16 отрезков кабеля, общей протяжённостью 1,7 км. В районе трёх часов ночи по тревоге было поднято порядка 80 железнодорожников, специалистов из разных областей. Это были работники Московской и Тверской дистанций сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-1 и ШЧ-2) и Опытной Московской дистанции пути. Огромную помощь в устранении последствий ЧП оказала и прибывшие к нам кабельные бригады Московской железной дороги, а также специалисты подрядных строительных организации ОСК «1520» и ЗАО «ТЭСА». Хочется выразить им огромную благодарность.

Чтобы восстановить работу средств СЦБ, нужно было достать из колодцев оставшиеся кабели и соединить их с новыми. Для этого потребовалось срастить более 1000 жил кабелей СЦБ.

– Восстановив повреждённый кабель, мы занимались его прозвонкой для гарантировано правильного соединения контактов, – рассказывает старший электромеханик ШЧ-1 Игорь Степашкин, участвовавший в устранении последствий аварии. – Работа была кропотливой, но мы действовали максимально быстро. В итоге по очереди один за другим запускали пути перегона, тем самым увеличивая пропускную способность железной дороги. Потом занялись восстановлением станционных устройств, и к 18.00 поезда пошли по своему обычному графику.

Несмотря на плохую погоду (всё время шёл сильный дождь, стоял густой туман), железнодорожники оперативно выполнили свою работу. А Октябрьская дорога обеспечивала тружеников горячим питанием и непромокаемой одеждой.

По мнению электромехаников, в подготовке этого преступления явно не обошлось без специалистов, разбирающихся в вопросах сигнализации и связи: при взгляде на люк, ведущий в кабельную трассу, несведущий человек вряд ли отличит его от обычного канализационного люка.

Кроме того, время совершения кражи было тщательно рассчитано. И дело здесь не только в том, что преступление было совершено ночью, когда проходимость участка существенно снижается. Был выбран момент, когда охрана обходила территорию, находящуюся примерно в километре от этого участка трассы.

Пока сложно оценить ущерб, нанесённый Октябрьской. Поезда опаздывали, и огромное количество людей, узнав об инциденте, поспешили сдать купленные билеты. ФПК подсчитывает убытки. И на днях результаты их анализа появятся на столе у руководства дороги.

В тот день свой высокий профессионализм и оперативность продемонстрировали не только работники магистрали, но и сотрудники полиции. Лица, совершившие кражу, были задержаны ими в день совершения преступления. Детали воровства, возраст и профессии воров в интересах следствия пока не разглашаются. Однако известно, что задержанными оказались двое мужчин, которых зафиксировали видеокамеры, размещённые на входе в расположенные поблизости складские помещения. На видео оказался и автомобиль злоумышленников. Всё дальнейшее было уже делом техники.

– Я сомневаюсь, что люди, совершившие воровство кабеля, планировали сдать его в центр приёма цветных металлов, – прокомментировал данный случай начальник отдела корпоративного управления и реализации стратегии ОЖД Роман Химач. – Для того, чтобы подобный кабель приняли как лом, его потребовалось бы долго подвергать обжигу или зачистке. И даже с 1700 метров провода металла набралось бы не так много. 1990-е годы давно прошли, и устраивать подобную акцию ради микроскопической материальной выгоды сейчас вряд ли кто станет. Можно предположить, что воры работали на некоего заказчика, которому потребовался именно такой кабель – многожильный, многоцелевой, и они знали, где его взять. Сегодня в компании РЖД уделяется особое внимание работе с рисками. Технологии, связанные с защищённостью железнодорожной инфраструктуры, необходимо учитывать в первую очередь в дальнейшей работе по определению риск-факторов, влияющих на бесперебойное обеспечение графика движения поездов.

Сейчас полным ходом идёт следствие, которое в ближайшее время прольёт свет на эту историю. Пока же железнодорожники активно занимаются вопросами безопасности и защиты подведомственных им структур.

– Оперативно осматриваются все коммуникации по главному ходу на территории Московского региона, а это 1122 колодца, – сказал в заключение Артур Багаутдинов. – Принимаются скорейшие меры по устранению замечаний. Будут усилены меры по предотвращению подобных краж, разработаны новые надёжные способы недопущения воровства.

Елена Харламова