03 июня 2020 16:51

03 июня 2020 16:51

фото: картина художника Копекина М.С.

Первый поезд с севера

75 лет назад, 28 июня 1944-го, войсками Карельского фронта после почти трёхлетней оккупации был освобожден Пет­розаводск – тогдашняя столица Карело-Финской ССР. А уже 14 июля на станцию Петрозаводск с севера прибыл и первый грузовой поезд.
Почему с севера, а не с юга? Дело в том, что в период войны на территории Карелии руководство республики, Кировской железной дороги и Карельского фронта, штаб партизанского движения, многие учреждения и организации Петрозаводских предприятий находились в эвакуации в Беломорске.

О событиях, связанных с прибытием первого поезда в 1944-м в Петрозаводск, известно крайне мало. Вот и главный инженер сервисного локомотивного депо Петрозаводск, основатель и руководитель деповского музея Геннадий Лаптев, работая над книгой, посвящённой 100-летию своего предприятия, и исследуя фонды нескольких государственных и ведомственных архивов, нашёл о том событии очень скудные сведения. Известно лишь, что от станции Лижма, где находилось освобождённое оборотное депо Петрозаводского паровозного депо, состав в столицу республики привела петрозаводская локомотивная бригада, причём семейная. Машинистом был Михаил Машалыгин, его помощником – его сын Юрий, а кочегаром – его дочь Нина. Кстати, последний факт вовсе не удивителен: в те годы женщины работали и машинистами, пройдя путь от кочегара до помощника машиниста.

По прибытию первого поезда на станцию Петрозаводск на вокзальном перроне прошёл посвящённый столь важному событию большой торжественный митинг. А уже через два дня станция приняла и первый поезд с юга. Он был уже пассажирским и следовал из Ленинграда в Мурманск.

Наталья Емельянова