18 июля 2019 18:02
фото: www.cyrillitsa.ru

Сделал две нормы – получи две пайки

БАМ и железнодорожный вокзал в Одессе – что может быть между ними общего? Только одно: в строительстве дороги и вокзала активное участие принимал по-своему уникальный человек – генерал-лейтенант инженерно-технической службы, орденоносец Нафталий Френкель, которого историки называют «криминальной звездой» и «олигархом из НКВД».
По одним данным, Френкель родился в Константинополе, по другим в Одессе в 1883 году. Получив приличное по тем временам образование в Германии, занимался торговлей лесом и оружием. Накануне Февральской революции, почуяв опасность, перевел за границу свои капиталы и уехал сам.

Вернувшись в Россию после введения НЭПа, основал в Одессе фирму для скупки ценностей и золота за советские рубли. По слухам, «предприятию» покровительствовало ОГПУ. Параллельно организовал несколько контор, которые штамповали товар под марками известных в Европе фирм, и затем его отправляли в Турцию и Румынию. За короткий срок это сделало Френкеля очень богатым человеком.

Однако уже вскоре руководители ОГПУ поняли, что их подопечный, как говорится, зарвался. Он перестал выполнять указания своих покровителей и делиться с ними доходами. На берег Чёрного моря для разбирательства прибыла комиссия во главе с членом коллегии этого ведомства Терентием Дерибасом, праправнуком основателя Одессы Осипа Дерибаса. Криминальную звезду арестовали и доставили в Москву.

За грубейшие нарушения финансовой дисциплины коллегия ОГПУ приговорила Френкеля к десяти годам лишения свободы с отбыванием наказания на Соловках.

Именно в Соловецком лагере особого назначения, где погибли десятки тысяч людей, началась его стремительная карьера в руководящих органах системы госбезопасности. Местное начальство быстро оценило коммерческую и деловую хватку одесского нэпмана. Попав на Соловки, он дал взятку и устроился нарядчиком. Затем с пятьюдесятью зеками за сутки построил баню – очень важный для лагеря объект. После чего ему сократили срок, а вскоре и вовсе освободили.

В 1927 году Нафталий Френкель был принят на работу в ОГПУ, к своим бывшим покровителям: стал начальником производственного отдела Управления Соловецкого лагеря особого назначения. Весной 1932 года вышло постановление Совета народных комиссаров «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», спустя несколько месяцев «объект» передали в ведение ОГПУ. Уже вскоре Френкеля назначили начальником грандиозной стройки, а по совместительству – руководителем управления Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря – БАМЛАГа, где отбывали наказание около 160 тысяч человек.

При Френкеле БАМЛАГ, по сути, стал государством в государстве. Его «граждане» не только строили дорогу. Функционировали цеха по производству тачек, лопат, ломов, других инструментов и приспособлений. Существовали так называемые сельхозы – предприятия, которые выращивали овощи и фрукты, занимались заготовкой кормов, содержали крупный рогатый скот и птицу. Естественно, что продукция почти не попадала на стол заключённым: её потребляли главным образом сотрудники НКВД и многочисленные проверяющие, какая-то часть шла на продажу, что приносило дополнительные доходы лагерной верхушке.

Для повышения эффективности труда применялись «экономические» методы. Если заключённый выполнял две нормы, он получал не одну, а две продовольственные пайки, три нормы – три пайки. Более того, «передовикам производства» сокращали сроки наказания. Тем же, кто не выполнял норму, выдавали только воду и 200 граммов хлеба.

Но главное изобретение Френкеля заключалось в том, что индивидуальная норма труда была составной частью нормы коллективной: фаланги, колонны, бригады. То есть, будешь плохо работать, с тобой разберутся твои же товарищи по труду.

Перед Великой Отечественной войной Нафталий Френкель возглавил Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛДЖС), в просторечии железнодорожный ГУЛАГ. С первых дней войны эта структура занялась строительством прифронтовых дорог. В частности, по приказу Френкеля разобрали железнодорожный путь БАМ – Тында, а рельсы использовали при обороне Сталинграда.

В 1947 года обладателя трёх орденов Ленина с почестями отправили на пенсию. По официальной версии, в связи с плохим состоянием здоровья. Однако вот цитата из письма, направленного управлением кадров ЦК ВКП(б) на имя секретаря ЦК ВКП(б) Алексея Кузнецова: «В подразделениях ГУЛДЖС на протяжении ряда лет имели место вскрытые ревизиями преступные факты грубейшего нарушения финансовой дисциплины, расхищения социалистической собственности, разбазаривания фондового продовольствия и товарно-материальных ценностей». Вероятно, это и было истиной причиной отставки.«Олигарх из НКВД» скончался в Москве в 1960 году.


Давид Генкин