26 января 2020 03:10

26 января 2020 03:10

фото: Архив семьи Цыкуновых

Ей был дан приказ на запад, а ему – далеко на восток

Приехавшие на БАМ с разных концов страны Игорь и Елена создали на «стройке века» крепкую семью

В апреле 1974 года БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. И потому неудивительно, что в строительстве и эксплуатации магистрали участвовало большое количество молодых людей, которые приезжали из самых разных уголков нашей необъятной родины. Многие из них создавали здесь свои семьи.
Именно так сложилась судьба начальника отдела перспективного развития и новой техники службы технической политики ОЖД Игоря Александровича Цыкунова и его супруги Елены Евгеньевны, успешно работавшей в службе управления персоналом Октябрьской дороги.

– В 1985 году я окончил в Гомеле Институт инженеров железнодорожного транспорта, специальность – «Тепловозы и тепловозное хозяйство», – вспоминает Игорь Цыкунов. – По распределению меня направили на Ургальское отделение БАМа, это – восточный участок магистрали. Моя первая должность – бригадир комплексной бригады по ремонту тепловозов.

Депо в Новом Ургале тогда ещё только строилось, а потому первое время работать молодому специа-

листу приходилось на старых производственных площадках, построенных ещё в послевоенные годы – Тырма и Чегдомын. Они находились за несколько десятков километров от Нового Ургала, работа велась вахтовым методом. Депо содержало большой парк маневровых и магистральных тепловозов, которые обеспечивали перевозочный процесс восточного участка БАМа.

По словам Игоря Александровича, в дальний путь, а расстояние от Гомеля до Нового Ургала составляет почти 9000 километров, он отправился в компании троих друзей.

– На БАМЕ строящиеся города и другие населённые пункты были закреплены за, выражаясь современными языком, входящими в состав СССР субъектами, – говорит собеседник «Октябрьской магистрали». – Новый Ургал возводила Украина. Когда его проектировали, планировался современный посёлок. Строились пятиэтажные кирпичные и панельные дома. Нам всё понравилось: посёлок развивался, вокруг росла промышленная и социальная инфраструктура.

Товарищи познакомились с ребятами из Ленинграда, Ростова, Иркутска, Хабаровска. Было радостно, интересно становиться свидетелем и участником важных событий и производственных достижений.

– Дипломы нам вручали через год работы в отделении дороги, в торжественной обстановке, – продолжает Игорь Александрович – Никаких особых преференций, как молодые специалисты, мы не имели. Каждый строил свою карьеру и преодолевал трудности адаптации. Кстати, нашим отделением в те годы руководил Салман Бабаев, ставший впоследствии вице-президентом ОАО «РЖД». А наш руководитель депо Геннадий Нестерук сейчас работает заместителем начальника Дальневосточной железной дороги.

Игорь быстро привык и к суровому, особенно по сравнению с родной Белоруссией, климату.

– У нас была такая шутка: «Июнь ещё не лето, а август уже не лето». Минус 25 мы считали нормой, – улыбается Игорь Цыкунов. – Вот когда столбик термометра опускался ниже отметки «минус 40», нужно было соблюдать осторожность, чтобы не обморозиться.

В том же 1985 году в Новый Ургал приехала выпускница Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, ныне Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Елена Платонова. После непродолжительного периода работы на станции Новый Ургал она была переведена в то же депо, где трудился Игорь Цыкунов. Молодые люди оказались соседями по общежитию. Стали вместе ходить на лыжах, в спортзал. Кстати, Елена организовала в посёлке первую секцию популярной в те годы аэробики: вела там занятия для женщин.

– А уже в апреле 1986 года образовалась новая семья, – рассказывает Игорь Александрович. – Наш брак был зарегистрирован в ЗАГСе Нового Ургала. Свадьбу пришлось отмечать три раза: в самом посёлке, в Хабаровске и Гомеле, где жили наши родители. Довольно долго мы прожили в общежитии, только через пять лет получили отдельное жилье, когда дочка уже подросла.

Игорь и Елена успешно продвигались по служебной лестнице. В 1994 году, на момент отъезда с БАМа, муж занимал должность главного технолога, жена руководила учебным центром по подготовке кадров в локомотивном депо.

– Мы решили перебраться в Хабаровск, – говорит Цыкунов. – Нельзя сказать, что в лихие девяностые жизнь на БАМЕ полностью замерла. Функционировали шахты, по дороге возили лес и щебень. Но по сравнению с лучшими для магистрали годами объёмы перевозок резко упали. Работы стало гораздо меньше.

И в Хабаровске профессиональная деятельность супругов по-прежнему была связана с локомотивным хозяйством, где каждый из них рос как профессионал. А в 2006 году они переехали на другой конец страны – в Санкт-Петербург. Снова новый виток в профессиональном развитии, другая обстановка, другие задачи.

– Наверно, именно профессиональная принадлежность, решение общих задач вот уже более 33 лет сплачивает нашу семью, – говорит Игорь Цыкунов. – Несмотря на то, что жена уже не работает, она остаётся в гуще событий, живо интересуется тем, что происходит в отрасли и на дороге. Ведь за свою карьеру она вырастила немало успешных сотрудников.

По-своему продолжила дело родителей их дочь. С детства увлечённая движением за здоровый образ жизни Наталья выбрала спортивное направление в своей деятельности на Октябрьской дороге. Она стала участником и разработчиком ряда специальных оздоровительных программ для локомотивных бригад и движенцев, которые реализуются на базе физкультурно-оздоровительного комплекса ОЖД.

В 1998 году, когда отмечалось 25-летие начала строительства восточного участка БАМа, Игорь Цыкунов побывал в местах своей молодости. Увиденное его не порадовало. БАМ терял свой потенциал. Посёлки и предприятия угасали.

– Хорошо, что в последние годы магистраль возрождается, – говорит бывший бамовец. – Но проблем предстоит решить очень много. Главные из них – нужно создать современную инфраструктуру и обеспечить дорогу трудовыми ресурсами. Ведь в девяностые годы – в начале нулевых БАМ покинуло очень много людей.


Давид Генкин

Элемент не найден!