05 июня 2020 01:58

05 июня 2020 01:58

фото: Иван Куртов

Экономия и оптимизация: кто впереди

В рационализаторской деятельности лидируют две дирекции полигона Октябрьской

На вопросы нашего корреспондента отвечает Николай Сёмин,начальник службы технической политики ОЖД
– Николай Сергеевич, какие из дирекций, входящие в состав Регионального центра корпоративного управления, занимают лидирующие позиции в области рационализаторской деятельности по итогам прошлого года?

– Лучшие показатели по итогам не только прошедшего года, но и на протяжении многих лет – у Дирекции аварийно-восстановительных средств (ДАВС) и Октябрьской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений (ДЭЗ).

Новаторская деятельность включает в себя несколько направлений: внедрение научно-технических достижений и передового опыта, тиражирование проектов улучшений, реализованных ранее на полигоне Октябрьской или других дорог сети, рационализаторская работа. Последнее направление учитывает разработку и внедрение своих собственных технических и технологических идей.

ДАВС, выполнившая план по количеству внесённых рацпредложений, выполнила план на 173 %. Сотрудники подразделения, обеспечивающего безопасность движения поездов, разрабатывают различные приспособления, которые при чрезвычайных ситуациях смогут сделать функционирование техники более безопасным и оперативным. К примеру, предложено оборудовать грузовые платформы для перевозки тяговой техники системой подъёма и опускания аппарелей при аварийно-восстановительных и хозяйственных работах. Главное достоинство конструкции состоит в идее применения электролебёдки «ВАРН», которая позволяет сократить время на подъём и опускание аппарелей, а также исключить ручной труд.

Основная задача восстановительных поездов ДАВС – это ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в кратчайшие сроки. Своевременное открытие движения, прерванного в результате схода подвижного состава, снижает убытки компании, возникающие из-за нарушения графика движения поездов. Для того чтобы качественно выполнять основную задачу и добиться сокращения времени ликвидации схода подвижного состава, специалисты ДАВС должны постоянно совершенствовать технологии ведения аварийно-восстановительных работ.

– Технические решения специалистов ДАВС, вероятно, направлены на оптимизацию восстановительной деятельности?

– Да, в основном – на уменьшение времени ликвидации схода подвижного состава. Приспособления, придуманные восстановителями, помимо сокращения времени выполнения технологических операций при подъёме локомотивов и вагонов, так же направлены на обеспечение ликвидации схода инновационного подвижного состава, эксплуатирующегося на Октябрьской железной дороге. В прошлом году работниками ДАВС подано и внедрено 113 рационализаторских предложений экономическим эффектом 5,2 млн руб., составлено 94 информационных карты на рационализаторские предложения.

– Назовите, пожалуйста, наиболее активных в поиске новых технологических решений восстановителей.

– Самый результативный специалист ДАВС – Александр Фомин, начальник восстановительного поезда № 4024 станции Выборг. За 2018 год им подано и внедрено 12 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 1,5 млн руб. Его рационализаторские предложения «Переоборудование отвала бульдозера для растаскивания вагонов при ведении АВР», «Подвеска для тележек подвижного состава с несущим кузовом типа ДР1Б, РА», «Траверса для подъёма высокоскоростных электропоездов всех типов и электропоездов всех типов» внедрены во многих восстановительных поездах по сети дорог. Собственно, информационные карты для тиражирования на сетевом уровне составлены на все поданные им рацпредложения.

Другой передовик дирекции – Денис Акимов, начальник восстановительного поезда № 4063 станция Бабаево. За прошлый год он подал 7 рацио-

нализаторских предложений с суммарным экономическим эффектом 44 тыс. руб. Его устройство подъёма и опускания аппарелей платформы бульдозерной техники и траверса-распорки для замены колёсной пары грузовой тележки отлично зарекомендовали себя на аварийно-восстановительных работах и полигонных учениях.

– Весной этого года газета «Октябрьская магистраль» рассказала о системе контроля отрыва опор грузоподъёмного крана на железнодорожном ходу. В статье сообщалось, что это предложение, вследствие своей актуальности быстро получило распространение на всём полигоне ОЖД.

– Это предложение коллектива специалистов восстановительного поезда № 3018 станция Петрозаводск, главный идейный вдохновитель которого – начальник поезда Игорь Акудович. С этим техническим решением коллектив стал победителем смотра-конкурса изобретений и рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД»-2018» в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на профилактику производственного травматизма, электротравматизма и улучшение условий труда работников железнодорожного транспорта».

В целом же в прошлом году специалистами этого предприятия подано 14 рационализаторских предложений, из них принято 11 с экономическим эффектом 1,9 млн руб. В восстановительном поезде 11 авторов, из них двое – в возрасте до 30 лет.

– Николай Сергеевич, имея в виду, что основными задачами Октябрьской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений является создание комфортных условий труда работников предприятий ОЖД и эффективная эксплуатация зданий и сооружений, какова сфера рационализаторской деятельности специалистов ДЭЗ?

– Прежде всего, это поиск новых технических, организационных решений и мероприятий, направленных на повышение производительности труда, экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов. Вообще, рационализаторская деятельность – это одно из основных направлений, позволяющих решать поставленные перед дирекцией задачи. За прошлый год работниками ДЭЗ подано и внедрено 112 рационализаторских предложений, совокупный экономический эффект которых составил более 8 млн руб. То есть на каждых 100 работающих в дирекции было подано 8 предложений. Кроме того, подчеркну, что Октябрьская ДЭЗ является лидером среди дирекций по эксплуатации зданий и сооружений сети железных дорог по экономическому эффекту: наша доля составляет 72% от всего экономического эффекта дирекций сети дорог. Технические решения, предлагаемые работниками структурных подразделений Октябрьской ДЭЗ направлены на снижение трудоёмкости работ, времени выполнения технологических операций, обеспечение безопасности эксплуатации инженерных сетей, оборудования, инструмента.

– Назовите наиболее активные в этом направлении структурные подразделения дирекции.

– Наш лидер – Петрозаводская дистанция гражданских сооружений. На 2018 год ею было запланировано внесли 27 рационализаторских предложений с общим экономическим эффектом 1,7 млн руб. На деле же выполнение плана составило 174%: было подано и внедрено 47 предложений, при этом годовой экономический эффект дало в сумме 21 предложение.

Наиболее активным рационализатором признан слесарь-сантехник производственного участка дистанции Анатолий Кусков. Он – автор десяти рацпредложений, таких как «Устройство для стяжки деревянного пола», «Самодельные дверные петли», «Приспособление для установки резьбовых заклёпок» и других. Предложения и простые технические решения автора в значительной мере позволили улучшить технико-производственные показатели. Наиболее эффективным рационализатором является бригадир дистанции Владимир Евсеев. Он внедрил 5 предложений, например, «Бесперебойное питание циркуляционных насосов», «Установка дополнительной защиты в щитах электрических», с экономическим эффектом 562,4 тыс. руб., что составило 33% от общей суммы эффекта дистанции за 2018 год.

– Каковы самые значительные проекты по экономии топливно-энергетических ресурсов?

– В этом плане наш передовик – Волховстроевская дистанция гражданских сооружений. Одним из предложений её специалистов является экономия электроэнергии за счёт зонирования по температурному режиму помещений различного назначения на постах электрической централизации. Внедрение данного рационализаторского предложения позволило снизить расход электроэнергии и увеличить срок службы электрооборудования, экономический эффект от внедрения составил 122 тыс. руб.

– Как известно, Мурманская дистанция гражданских сооружений постоянно перевыполняет целевые показатели по рационализаторским предложениям на протяжении многих лет. Как обстоят там дела по итогам прошлого года?

– Это предприятие по-прежнему занимает лидирующие позиции. За 2018 год было внедрено 9 рационализаторских предложений на общую сумму 706 тыс. рублей. Там появляются новые авторы, молодые рационализаторы. Если раньше рационализаторами дистанции являлись, в основном, инженерно-технические работники, то в последнее время в этот вид деятельности включается всё больше представителей рабочих специальностей. Этому способствует большая разъяснительная работа среди рабочих: что является рационализаторским предложением, в каких видах деятельности необходимо больше применять профессиональную смекалку, разъясняется порядок мотивации за внедрение предложений. Для этого проводятся дни технической учёбы, выездные собрания на удаленных объектах и участках.
Беседовала Светлана Канаева