23 февраля 2020 10:43

23 февраля 2020 10:43

фото: Личнный архив Р.М. Виноградовой

От Калуги до Кенигсберга

17-летнюю Раю Ипатову в мае 1941 года отправили в Эстонию, на реконструкцию старой железной дороги. Выпускница Ленинградского техникума НКПС имени Дзержинского, вместе с другими ребятами и девушками она была направлена в недавно созданную союзную советскую республику, ЭССР.
Незнакомые чистенькие деревни, хорошо одетые крестьяне, уютные хутора, вывески на непонятном языке – всё это было интересно, как и работа на железной дороге. Но 22 июня с неба посыпались бомбы, пронеслась весть о войне, население насторожилось по отношению к русским, и стало ясно, что немцы совсем близко, а вокруг чужая земля. Раису с товарищами буквально из-под носа наступающих фашистов вывезли в Чувашию.

Юная железнодорожница оказалась в сложном положении, на чужбине, вдали от родных. Но местный военкомат учёл техническую специальность Раи и её патриотическое желание попасть на фронт. Так девушка оказалась в действующей армии, в 344-й стрелковой дивизии, которая впоследствии стала прославленной Рославльской Красно-

знамённой. Рая была направлена, учитывая образование, чертёжницей в оперативный отдел штаба. Здесь на листы топографических карт наносились позиции всех подразделений дивизии на данный день (картина то и дело менялась), сюда поступала по линиям связи вся информация, здесь планировались боевые действия и т.д. В военной среде Рая научилась обращению с оружием, а также дисциплине, исполнительности, точности даже в мелочах.

Дивизия вела кровопролитные бои в Мосальском районе Калужской области, в районе Варшавского шоссе. В марте 1943 года она перешла в наступление. Раиса помнит сгоревшие деревни, трупы немцев на дорогах, брошенную врагом технику. Затем была Смоленская наступательная операция, а 25 сентября дивизия отличилась при освобождении Рославля. Вместе со своей воинской частью девушка прошла огненные километры Белорусской и Каунасской наступательных операций, затем были бои в Восточной Пруссии, в Курляндском котле. Здесь наша героиня и встретила День Победы. Правда, после этого дня бои продолжались.

Вчерашняя юная выпускница железнодорожного техникума, какой она была 22 июня 1941 года, прошла суровый путь вместе со штабом. В войну она была награждена орденом Красной Звезды, а впоследствии – орденом Отечественной войны второй степени и медалью Жукова.

В 1946 году Раиса вышла замуж и стала Виноградовой. В мирное время Рая Виноградова работала на железной дороге старшим техником, и.о. инженера, инженером-экономистом и т.д. Много раз награждалась за ударный труд. В 2005 году приказом президента ОАО «РЖД» Раисе Виноградовой вручен памятный знак «Ветерану-железнодорожнику в честь 60-летия Победы».

…Прошло много лет, но наша героиня до сих пор помнит день 22 июня 1941 года, изменивший всю её жизнь.


Наталья Александрова