23 сентября 2019 18:20
фото: maglevboard.net/йоханнес клюшпис

Экономика скорости

Магнитолевитационное движение может потеснить «колесо-рельс» и в России

На прошлой неделе в Петербургском государственном университете путей сообщения (ПГУПС) проходила 7-я международная научно-практическая конференция «Магнитолевитационные транспортные системы и технологи». В её работе участвовали известные российские и зарубежные ученые, в том числе и президент Международного совета по магнитной левитации (IMB) профессор Йоханнес Клюшпис.
Выступая на открытии конференции, заместитель генерального директора – начальник дирекции тяги ОАО «РЖД» Олег Валинский напомнил, что в нашей стране магнитолевитационное движение начали развивать ещё в 70–80-е годы прошлого столетия. И оно обладает свойствами, которые «Российские железные дороги» ставят во главу угла сегодня, а именно достаточно низкое потребление электроэнергии, минимальное воздействие на окружающую среду, огромный потенциал для увеличения скоростей.

Известно, что скорость движения пассажирских поездов по схеме «колесо-рельс» не может превышать 350 км/ч, у грузовых скорость гораздо ниже. Между тем ещё в 2015 году в Японии поезд на магнитной подушке сумел разогнаться до 603 км/ч. Более того, как раз в дни работы конференции было объявлено, что к 2021 году в Китае планируется сдать в эксплуатацию поезд, который будет двигаться со скоростью 600 км/ч.

Сорок лет назад в разработке транспортных средств на магнитном подвесе наша страна занимала лидирующие позиции. Но сейчас в России, в отличие от ряда государств в первую очередь в Восточной Азии, железнодорожного движения, основанного на эффекте магнитной левитации, не существует. Хотя в последние годы разработки в этом направлении ведутся хорошими темпами. Мотором здесь выступает один из организаторов конференции кластер «Российский Маглев», который объединяет несколько предприятий и учреждений.

– Участники конференции пришли к выводу, что в России есть предпосылки для развития магнитолевитационного движения, и одобрили наши подходы к решению этой задачи, – говорит руководитель кластера, доктор экономических наук, бывший начальник Октябрьской дороги, бывший министр путей сообщения Анатолий Зайцев.

Специалистами кластера совместно с коллегами из созданного в ПГУПСе Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских перевозок разработано несколько предварительных проектов различных магнитолевитационных трасс. Но об этом чуть ниже.

Работа конференции проходила в нескольких секциях. Одной из самых важных можно считать «Экономику высоких скоростей». Поскольку и у специалистов, и у обычных граждан возникает вопрос: скорость – скоростью, но, сколько это стоит?

– В российских условиях стоимость строительства одного километра пути магнитолевитационной трассы может составлять порядка 17,4 млн евро (по сегодняшнему курсу – 1,25 млрд руб.), – говорит Йоханнес Клюшпис.

Между тем уже существуют разработки с реальными подсчётами. В «Российском Маглеве» нам представили технико-экономическое обоснование проекта 13-километровой трассы «Колпино – станция метро Рыбацкое». Объём капитальных вложений, включая приобретение подвижного состава, – 18 млрд руб. Срок окупаемости с учётом всех затрат при тарифе 50 рублей за одну поездку составит 32 года.

В настоящее время видятся три основных варианта использования магнитолевитационных магистралей: для перевозок внутри городов-миллионников, для грузовых перевозок и для пассажирских на небольшие и средние расстояния. В России особенно актуальны первые два. Если говорить о грузовых перевозках, то напомним, что существует проект связать маглевом порты Балтийского моря с Московским регионом. А пассажирские перевозки на небольшие и средние расстояния более перспективны в странах с высокой плотностью населения, где могут быть соответствующие пассажиропотоки. В России речь может идти о двух направлениях: Москва – Сочи, Москва – Санкт-Петербург.

– Уже известно, что мы возвращаемся к строительству связывающей две столицы высокоскоростной магистрали, о которой думали ещё в советские времена, – говорит Анатолий Зайцев.

По его словам, сейчас стоит говорить только о магнитолевитационной трассе. Другой подход будет шагом назад.

Давид Генкин