27 июня 2019 02:54
фото: виктор казарин

Новые технологии знакомят с историей

Музей железных дорог России был изначально задуман как главный в сети ОАО «РЖД»

Музей железных дорог России – один из самых молодых в Северной столице. Полтора года назад он открылся рядом с Балтийским вокзалом на месте локомотиво-вагонного депо постройки 1858 года. Многие помнят музей натурных экспонатов на путях бывшей станции Санкт-Петербург – Варшавский, где под открытым небом находился раритетный подвижной состав. Теперь старинные паровозы, вагоны и другие бесценные экспонаты обрели надёжную крышу в новом музее, который стал одним из самых популярным в городе. И самым современным. Наша беседа – с директором Музея железных дорог России Владимиром Одинцовым.

– Владимир Алексеевич, Международный день музеев для Вас, по сути, – второй профессиональный праздник. Ведь Вы более сорока лет проработали на железной дороге и все эти годы в первое воскресенье августа отмечали День железнодорожника.

– Именно так. Почти весь коллектив музея – бывшие железнодорожники или люди, увлечённые романтикой стальных магистралей, идеей сохранения раритетной техники. Все наши экспозиции, все мероприятия направлены на повышение интереса к железным дорогам, на профессиональную ориентацию молодёжи и их знакомство с уникальными технологиями транспорта.

– 18 мая проводится традиционная Ночь музеев. Второй раз Ваш музей примет участие в этой акции. Чем удивите посетителей?

– В прошлом году мы впервые приняли в ней учас­тие. С удовлетворением отметили, что новый для города музей вызывает большой интерес. За ночь у нас побывали более пяти тысяч человек. С учётом этого опыта и отзывов посетителей мы готовим несколько сюрпризов. Один из них – настоящий живой паровоз, который прибудет в музей только на одну эту ночь из локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский и утром вернётся обратно. Не буду раскрывать все тайны. Скажу только, что всех, кто к нам придёт, ждут самые яркие впечатления.

– Мы осмотрели музей. Здесь всё самое современное: от технологий дизайна и приёмов оформления до расположения экспонатов, их подсветки и доступности для взрослых и юных гостей. Инновационные технологии, интерактивные инсталляции, действующие макеты… Все поражает и удивляет.

– Музей железных дорог России является центральной выставочной площадкой ОАО «РЖД». Он был изначально задуман как главный музей компании. Понятно, что к его созданию были привлечены лучшие специалисты, использованы многие уникальные экспонаты. Музей уже больше года живёт полной жизнью, и его оформление почти завершено, уже сложился целостный комплекс. Но трудится коллектив в режиме постоянного обновления и совершенствования экспозиций. Мы завершаем второй этап, который подразумевает организацию уникальных разделов. Это «зона будущего», «окна времени», «сортировочная горка», «контейнерный терминал» и другие. Открыты интерактивные инсталляции под общим названием «Виртуальный перрон»: «Симфония гудков», «Дягилев», «Каренина», «Люмьер». Открыты два действующих и, на мой взгляд, впечатляющих макета: «Царскосельская железная дорога» и «Железнодорожный узел Владивостока. 1902 год». Это – ручная работа, макеты – действующие. Наша цель – сделать их максимально доступными.

Бережно и творчески относятся к каждому экспонату специалисты Комбината музейно-выставочного искусства, которому поручено оформление. В ка­честве примера такого подхода могу привести картину Павла Пясецкого «Великий Сибирский путь», которая до недавнего времени находилась в запасниках Эрмитажа. Мультимедийный вариант этого масштабного 900-метрового полотна был отражён на экранах.

– С 22 по 25 мая в Сараево будут подведены итоги международного конкурса «Лучший европейский музей года», который проводится Европейским музейным форумом (EMF). Ваш музей претендует на участие или даже на победу?

– К участию в этом престижном конкурсе допускаются музеи, которые, в первую очередь, активно используют инновационные технологии. Мы подали очень подробную заявку. Члены комиссии внимательно изучали наши экспозиции. Недавно мы получили информацию, что Музей железных дорог России допущен к участию в конкурсе. Это уже высокая оценка нашего труда. 24 мая в Сараево состоится презентация нашего музея. Особенно важно, что в рамках этих мероприятий мы сможем теснее познакомиться с нашими международными партнёрами и надеемся на деловые контакты, которые помогут нам эффективнее сохранять техническое наследие железных дорог. Не могу не отметить ещё одно важное для музея событие – членство в Творческом союзе музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Мы вступили также в Международный совет музеев (ИКОМ). Это основанная в 1946 году крупнейшая в сфере культуры организация, которая объединяет 40 000 музеев из 141 страны. Планируем принять участие в международной конференции RAILCONF IV, которая пройдёт в
октябре в Сиднее. На ней соберутся представители ведущих железнодорожных музеев и музейных железнодорожных сообществ. Будут обсуждаться вопросы сохранения наследия железных дорог.

– Посетителей какого возраста и каких интересов Вы ждёте, и не только в Ночь музеев?

– К нам приходят целыми семьями. Очень много детей. Кстати, в музее работает детский центр. В его программе – проведение праздников, тематических мероприятий, даже дней рождения, где ребята совмещают приятное с полезным: увлекательная экскурсия, викторины и кафе. Известно, что современных детей сложно увлечь чем-либо. Но интерактивные экспозиции, мультимодальные технологии привлекают внимание и удивляют даже скептиков. Тем более, что для разных возрастов разработаны различные программы. Билет в музей также легко приобрести через Интернет. Можно выбрать время и форму посещения – индивидуальную или в группе. Более двух тысяч экскурсий проведено за год: для детей, для взрослых и для специалистов. Проходят праздники для юных посетителей, музыкально-педагогические занятия. Более 6000 петербургских мальчишек и девчонок стали их героями и участниками.

– Что-то новое готовите для детей?

– Скоро в музее появится катковая станция. Это живой паровоз. Машина, конечно, не помчится по рельсам, будет стоять на месте, но при этом создастся полный эффект движения: закрутятся колёса, раздастся гудок, из трубы повалит пар. С начала лета мы вводим более удобный для посетителей график работы: выходным днём будет только четверг, а не понедельник и вторник, как сейчас.

Беседовали Давид Генкин, Евстолия Чувашева