25 июня 2019 12:54
фото: иван куртов

Верность одному делу, одному депо

В нынешнем эксплуатацион­ном локомотивном депо Санкт-Петербург-Финлянд­ский помнят и чтят ветеранов депо Ленинград-Сортировочный-Московский. Есть среди них те, кто, придя однажды на дорогу, остался здесь на всю свою жизнь. Один из них – Василий Антонович Жилко.
Несмотря на свои 92 года, чувствует себя ветеран бодро и хорошо помнит дни своей боевой молодости.

Родился он в небольшой деревне на западе Украины. В 17 лет Василия призвали в армию. Служить ему довелось в Манчжурии и на Дальнем Востоке. Но, как и многие ветераны, вспоминать войну не любит. Гораздо охотнее он рассказывает о тех временах, когда пришёл на дорогу.

Получилось это случайно: был объявлен набор в депо, где не хватало машинистов, и молодой, только что демобилизовавшийся Василий решил попробовать. Таким образом, волею случая определился весь дальнейший жизненный путь.

Полгода учился на помощника машиниста, затем год – на машиниста. Начинал Василий Антонович на паровозах. Каких-то особых случаев, забавных или интересных, вспомнить не смог. Работа как работа, ответственная, трудная. Но вот момент, когда у него произошёл сход, он помнит отчётливо.

– Стрелка не перевелась, и мы опрокинулись. Машина упала на левый бок, а тендер – на правый, – вспоминает Василий Антонович. – Это вечером случилось, пришёл восстановительный состав, но дело оказалось не быстрым, до утра провозились, пришлось и рельсы резать.

В 1950-х на смену паровозам пришли тепловозы. И снова обучение, освоение новых машин. Дорос до машиниста III класса.

– Василий Антонович работал в моей колонне. Я был у них машинистом-инструктором, – делится воспоминаниями председатель Совета ветеранов эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский Владимир Феколин. – Так вот Жилко практически всегда работал машинистом «в одно лицо». Он был надёжен на 100%, за него можно было не беспокоиться. Все чётко знали – если работает Василий Антонович, всё будет в порядке.

Отметил Владимир Феколин и то, что тепловозы у бригады Жилко всегда были ухожены. Такой чистоты и порядка мало у кого можно было найти. Как говорится, в доме могло быть не прибрано, а его тепловоз всегда блестел и сверкал. Приходилось Василию Антоновичу даже самому менять тормозные колодки.

– Ложились, подстилали ватник и меняли. Колодка весит 16 килограммов, надо было её поднять, завести между бандажом колеса и тормозным башмаком, – рассказывает Василий Жилко. – Мы же заступали в Рыбацком, а депо находилось на Сортировке, и чтобы не тратить времени на холостой пробег до ремонтных позиций, справлялись сами.

За свою трудовую жизнь Василий Жилко был многократно поощрён почётными грамотами и благодарностями от руководства дороги. А вот до звания «Почётный железнодорожник» чуть-чуть не дотянул. Однако сожаления по этому поводу не испытывает: в душе он чувствует себя не только почётным, но и заслуженным. Шутка ли – 33 года в одном депо! Начальников сменилось пять или даже больше, а он работал и работал. Освоил и электровозы, но по личному признанию, по душе ему была работа на тепловозе.

– Там всё просто, всегда можно справиться своими силами, если произошла поломка, – рассказывает Василий Антонович. – Отремонтировал и дальше поехал.

Если бы не возраст, Василий Жилко мог бы, наверное, и «Сапсаны» освоить. Но годы не вернуть. Сейчас у ветерана дочь, два внука и два правнука. Правда, жаль, что никто из них на железную дорогу не пошёл…

Всего в ТЧЭ-12 56 заслуженных пенсионеров, среди них ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, работники прифронтовых участков железных дорог, малолетние узники концлагерей, труженики тыла и блокадники. И никто из них не забыт. О них помнят и заботятся не только в преддверии памятных дат. Благодаря им – сегодня мы живы.

Алексей Чумаков