27 июня 2019 09:16
фото: иван куртов

Туда, где люди и поезда

Грузоприёмосдатчики выходят на осмотр вагонов только после обязательного инструктажа

Безопасность – ключевое слово на железной дороге. В этой отрасли есть много опасных профессий, требующих особо скрупулёзного подхода к вопросам охраны труда. Одна из них – приёмосдатчик.
На станции Автово – более 50 таких работников. Задача каждого – за 30 минут обойти прибывший состав, чтобы удостовериться, все ли люки и двери закрыты, в целости ли вагоны, не повреждён ли и хорошо ли закреплён груз, закреплены ли контейнеры на фитинговых упорах.

– Пока составы стоят на разных станциях в пути следования, находятся любопытствующие проверить – что же там внутри, – рассказывает специалист с 15-летним стажем приёмосдатчик станции Автово Любовь Амосова. – В итоге двери и люки бывают повреждены, могут отсутствовать запорно-пломбировочные устройства. Иногда такие повреждения могут возникнуть и в пути следования – от толчков в процессе движения.

При необходимости проверить состав со всех сторон – не только сбоку, но и снизу – соблюдение требований безопасности труда жизненно важно.

– Любая работа, связанная с движением поездов, опасна, – говорит начальник грузового района станции Автово Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций Татьяна Лютенко. – Приёмосдатчик выходит в парк, осматривает вагоны, и незнание требований безопасности труда здесь недопустимо. Каждое утро на нашем предприятии начинается с напоминания правил охраны труда. Без прослушивания такой краткой лекции и соответствующей подписи в журнале до работы никто не допускается.

Первое, что делает специалист, прежде чем приступить к своей деятельности, – удостоверяется, что состав закреплён. Если закрепление не состоялось, осмотр поезда начинать запрещено.

Второй немаловажной составляющей безопасности является использование спецодежды со светоотражателями. Для приёмосдатчиков предусмотрен полный комплект зимней и летней формы, в который входит всё, от футболки до обуви.

Работать приёмосдатчикам приходится при любых погодных условиях, но необходимость трудиться и под снегопадом, и под проливным дождём представительниц слабого пола не пугает.

– В самом начале смены выходишь в парк, а там вагоны, люди, движение, жизнь, – делится своими впечатлениями специалист по актово-претензионной работе Ольга Денисова. – После осмотра возвращаешься в кабинет, садишься за компьютер. Составлять акты – занятие не самое интересное, но за годы работы оно доведено до автоматизма. Пока делаю бумажную работу, посматриваю в окно и думаю, скоро ли закончится список неисправностей – хочется скорее туда, где люди и поезда. Так что ни снег, ни дождь нас не останавливают! Я работаю здесь

14 лет, и это по нашим меркам не много: стаж некоторых моих сотрудниц – 30–40 лет.

За смену каждая бригада осматривает 20–25 составов, в среднем по 55 вагонов в каждом. На один вагон – одна-две минуты. Из всего оборудования у приёмосдатчика только киянка – простукиванием определяется, гружёный вагон или порожний. Таким образом, визуальный осмотр – это основное, на что опираются специалисты. Плюс к этому – профессиональные знания.

– У нас работа повышенной опасности, – говорит приёмосдатчик Юлия Харькова. – К тому же 12-часовая смена – это большая нагрузка. У нас запланированы технологические перерывы. После реконструкции, проведённой на станции, места для отдыха и приёма пищи стали удобными и комфортными. Даже несколько минут отдыха позволяют взяться за дело с новыми силами и повышенным вниманием.

Активно пропагандируемая на Октябрьской идея использования видеокамер для контроля работников на станции тоже внедрена.

– Один из наших клиентов – компания «Контейнерный Терминал Санкт-Петер­бург». Все арендованные им пути оснащены видеокамерами, – продолжает Татьяна Лютенко. – При работе в парке этой фирмы иной приёмосдатчик мог бы подумать, дескать, «не станция ведь», и нарушить какие-то правила безопасности. Но не тут-то было! Согласно нашему запросу из «Терминала» предоставляют видео. После выявления фактов нарушений проходит разбор, и такой работнице потом в голову не придёт допустить даже малейшее отступление от правил.

Опытный глаз специалиста, имеющего дело с сохранностью груза и багажа, сходу определяет «тонкие места», на которые нужно обратить особо пристальное внимание. Но и эти труженики с большим стажем выступают за активное внедрение современных технологий.

– Если бы мы могли осматривать вагоны при помощи видеокамер, находясь при этом в помещении, – высказывает своё мнение на этот счёт Любовь Амосова, – это было бы серьёзным шагом в вопросе улучшения условий труда. Ведь когда открыта дверь, что-то не так на крыше, а контейнер не попал на фитинг – видеофиксация это показывает. На «Сортировке» такой метод уже применяется. Конечно, под вагоны вместо нас тоже никто не заглянет, и весь парк прибытия станции камерами не оснастить, но их наличие значительно облегчило бы нашу задачу, сделав к тому же труд более безопасным.

Елена Харламова