20 июня 2019 19:17
фото: архив предприятия

Не стой под стрелой

Специалисты подарили грузоподъёмному крану суперсовременную функцию

Коллектив авторов Дирекции аварийно-восстановительных средств Октябрьской железной дороги стал победителем смотра-конкурса изобретений и рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД» – 2018» в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на профилактику производственного травматизма, электротравматизма и улучшение условий труда работников железнодорожного транспорта».
Причины производственного травматизма делятся на технические и организационные. К последним относятся: несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников, низкая трудовая и производственная дисциплина, неправильная организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом. А вот технические причины в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования.

Так, в состав восстановительного поезда входит грузоподъёмный кран марки ЕДК-1000/2 1976 года выпуска. И когда его изготовили, то есть более 40 лет назад, систему контроля отрыва опор не пре­дусмотрели. А это очень важный элемент конструкции, влияющий на безопасность. Ведь когда происходит проседание грунта при подъёме и перемещении груза, определить, что кран стоит не на всех опорах – невозможно. А если произойдёт отрыв опор, то техника может перевернуться и нанести непоправимый вред как людям, так и оборудованию.

Поэтому рабочая группа поставила перед собой цель: повысить контроль над устойчивостью грузоподъёмного крана в случаях возможного проседания грунта под аутригерами, и особенно – в тёмное время суток. Необходимо было повысить качество проверки устойчивости при «обжатии» аутригеров путём слежения за срабатыванием магнито-контактных датчиков на отрыв штока цилиндра от опорной тумбы аутригера. Стратегическая цель – снизить вероятность наступления нежелательного события, в том числе переустановки аутригеров, которая влечёт длительную остановку работ по выполнению оперативного плана АВР, а также отказаться от цепочки посредников между «сигнальщиками», руководителем работ и машинистом.

– Мы решили применить принцип, по которому работает охранная сигнализация. Когда злоумышленник вскрывает дверь, контакты размыкаются, и система посылает сигнал на пульт охраны, – рассказывает один из авторов рацпредложения Игорь Акудович. – Мы взяли беспроводные датчики, установили их на опоре грузоподъёмного крана, а сигнализацию вывели на пульт машиниста. Датчики настроены на определённую величину разрыва. Если между опорой и поверхностью разрыв достиг заданного параметра, у машиниста загорается лампочка с номером опоры, в результате чего он может оперативно отреагировать и либо опустить груз, либо изменить его положение, чтобы предотвратить опрокидывание крана.

Времени на то, чтобы воплотить идею в жизнь, ушло не так много. Игорь Акудович зашёл в один из сетевых магазинов электроники и попросил у продавца что-нибудь подобное беспроводным охранным системам, работающим на размыкании контактов. В магазине быстро нашлось искомое оборудование, и что немаловажно – дешёвое.

– Вот датчики, передатчик, приёмник, батарейка, которую надо менять раз в полгода, – продолжает Игорь Акудович. – Передали машинисту крана и электромонтёру. Затем сообща придумали как установить, какие крепления использовать. Смонтировали, попробовали, испытали – работает.

В результате такого нововведения риск наступления нежелательного события по опрокидыванию крана, а также переустановки (перекладки) аутри­геров, требующих длительной – до одного часа – остановки работ по выполнению оперативного плана АВР с применением крана, снижается очень существенно – на 50%.

Авторы надеются, что рацпредложение будет внедрено на всей сети: больших затрат оно не требует, а польза весьма ощутима. При этом рационализаторы не исключают, что их предложение можно доработать для ещё большей надёжности системы.

Отметим, что кран ЕДК-1000/2 как будто бы создан для рационализаторов. Едва ли не каждый год новаторы что-нибудь да исправят в его конструкции. То внедрят световую сигнализацию для контроля за работой электрических контакторов в аппаратной камере, которая сокращает время на поиск и устранение неисправностей электрической цепи. То предложат использовать контрольно-диагностическое устройство, обеспечивающее безопасное производство работ без захода машиниста крана в высоковольтную камеру. Кстати, при ведении аварийно-восстановительных работ устройство может сразу заблокировать неисправный участок электрической цепи и мгновенно собрать шесть аварийных схем. Теперь предложили систему контроля отрыва опор при подъёме и перемещении груза.

По словам Игоря Акудовича, для грузоподъёмного крана на железнодорожном ходу ЕДК-1000/2 у него есть ещё несколько рационализаторских идей, которые он планирует в ближайшем будущем внедрить.

Признание нововведения на уровне сети дало бы изобретателям хорошую мотивацию на будущее. Ведь главное в творчестве – не премии и материальное вознаграждение, а разработка проектов, которые сделают труд их коллег более эффективным.

Алексей Чумаков