20 апреля 2019 09:26
фото: иван куртов

Перед паровозом все равны

На фондовой площадке Музея железных дорог России царило оживление. Из репродукторов доносились посвящённые «железке» как бравурные, так и лирические песни, раздавались шутки и смех.
Здесь трудились более восьмидесяти руководящих работников Октябрьской дороги, в том числе заместитель начальника ОЖД по Санкт-Петербург-Ви­тебскому территориальному управлению Роман Горин и заместитель главного инженера ОЖД Виктор Иванов.

– Хорошо известно, что первый субботник состоялся 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная, когда 15 человек после рабочего дня вернулась в цех и отремонтировали за ночь три паровоза, – говорит инженер музея Сергей Федотов. – Но не все знают, что долгое время существовала традиция: в субботник в депо вместе с рядовыми железнодорожниками выходили и большие начальники. Тем самым подчёркивалось, что перед паровозом все равны.

Получив инвентарь, участники субботника приступили к работе. Силы были распределены так: десять человек трудились в ангарах, тридцать зачищали паровозы, готовили их к последующей покраске, остальные убирали территорию. При этом в ходе работы железнодорожники перемещались с одного участка на другой.

В ангаре, где спрятаны от дождя и снега очень старые вагоны, корреспондент «ОМ» встретил сотрудниц службы организации и оплаты труда.

– Настроение у нас прекрасное. Мы наводили порядок в ангаре, а теперь идём зачищать паровозы, – сказала начальник службы Лидия Фофанова. – Хочется, чтобы эти машины быстрее возвращались в строй: участвовали в исторических реконструкциях, вози­ли туристов, снимались в кино. Вчера я посмотрела фильм «Коридор бессмертия» и ещё раз убедилась, какую большую роль сыграли паровозы в истории нашей страны.

По словам Сергея Федотова, часть паровозов, а также вагонов, которые сейчас стоят на фондовой площадке, после реставрации переведут в музей. А некоторые из тех, что экспонируются, отправят сюда на следующий этап реставрации. «Для обновления внутреннего убранства вагонов и оснащения локомотивов, чтобы посетители могли заходить внутрь», – разъяснил Федотов.

Мы осматривали один из паровозов, когда услышали весёлый окрик:

– Что сачкуете? Берите скребки и – за работу!

Среди тех, кто тщательно чистил паровозы, был и семилетний Артём – сын начальника Северо-Западного филиала АО «Федеральная пассажирская компания» Михаила Пояркова.

– Артём спрашивал меня, что такое субботник и что мы будем делать. Вот я и решил взять его собой, чтобы он мог всё увидеть своими глазами.

– Ты, когда вырастешь, тоже будешь железнодорожником? – по­интересовался я у юно­го участника празд­ника труда.

Мальчик промолчал. За него ответил папа:

– Он ещё не решил. Будем считать, что для Артёма сегодняшнее мероприятие – это как профориентация.

Ближе к полудню работы были завершены. Железнодорожники по­тянулись к полевой кухне: угощали гречневой кашей с мясом и горячим чаем с пирожками.

Давид Генкин