27 июня 2019 15:24
фото: иван куртов

Вагончик тронулся

175 лет назад началось промышленное производство российского подвижного состава

Как известно, первые промышленные железные дороги на Урале не оставили заметного следа в отечественной промышленности: для первой дороги общего пользования, Царскосельской, подвижной состав доставляли из-за границы. Но для первой магистрали Петербург – Москва было решено изготавливать его в России.
И вот 23 марта (4 апреля по новому стилю) 1844 года увидел свет указ Николая I о передаче в Главное управление путей сообщения публичных зданий петербургского Александровского чугуноплавильного завода, который начал теперь называться Главным механическим.

Указ предрешил и кадровый вопрос, правда, не в пользу российских специалистов. Если возведение железной дороги нашими соотечественниками, выпускниками Института инженеров путей сообщения, уже было освоено, то для изготовления подвижного состава таковых не нашлось. И по предложению одного из главных строителей магистрали Павла Мельникова в Россию пригласили лучших механиков США Джозефа Гаррисона, Эндрю Иствика и Томаса Уайненса. Им и передали завод сроком на шесть лет с условием не только изготовления всего необходимого для строящейся дороги, но и с целью «обучить делу мастеровых, подготовить штат машинистов, кондукторов и тем самым обеспечить независимость от заграничных заводчиков». К слову, специалистов по подвижному составу в ИИПСе начали готовить всё же только в советское время, а до революции этим занимались самые разные вузы, в первую очередь технологические.

Завод занимал большую территорию на левом берегу Невы. Уже три года спустя на нём работало 2170 человек. Правда, мужчин было около 900, остальные вакансии занимали женщины и дети. Для последних открыли школу. Имелись полицейская часть и лазарет. Порядок поддерживала военно-рабочая полурота. В цехах действовали пять паровых машин и более ста токарных станков.

Завод поделили на две части – паровозную (ближе к реке) и вагонную, в 1850 году начался выпуск пассажирских вагонов. Их изготавливали императорские, пассажирские – трёх классов, почтовые, багажные, арестантские, товарные и платформы. В 1845 году на Александровском заводе был выпущен первый отечественный паровоз, а к открытию дороги в 1851 году выпустили около 2,5 тыс. вагонов всех типов. Для них на заводе выпускались и поворотные круги (оказывается, когда-то были и такие), а также многое другое.

Паровозы изготавливали пассажирские, которым позже присвоили серию В, и товарные (Д). Первый товарный паровоз вышел из заводского цеха в марте 1845 года. Машины понравились руководству, и в сентябре того же года главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями граф Пётр Клейнмихель в приказе отметил, что «отделка локомотивов и тендеров отлично хороша и даже изящна», а также наказал в том же месяце окончить построение ветви к заводу и начать испытание машин.

Только за первые три года работы Александровский завод изготовил более ста паровозов, из них 34 пассажирских.

Завод находился на седьмой версте Шлиссельбургского тракта. От него нужна была железная дорога, ведущая к путям общего пользования. Несмотря на небольшую протяжённость (около двух вёрст), нужно было учитывать, что проходила она по густонаселённой территории. А стало быть, требовала оборудования большого количества переездов, оснащённых будками, шлагбаумами, иметь штат сторожей и т.п. Устройство переездов затянуло строительство ветви, оно окончилось лишь в июле 1846 года, когда начальником участка стал инженер Василий Клоков, а его заместителем – Николай Миклуха, отец будущего естествоиспытателя и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая.

С тех пор произошло много событий. Завод находился то в государственной, то в частной собственности, а в советское время был разделён на две части. Одна из них под названием «Пролетарский завод» с изготовления паровозов перешла на тепловозы, а в последние десятилетия занимается судостроением. Бывшая вагонная часть в советское время выпускала электрички, а сейчас под названием «Октябрьский электровагоноремонтный завод» занимается строительством и ремонтом подвижного состава для метро. Но старейшие здания Пролетарского завода ещё помнят тот самый первый, выпущенный в этих стенах, паровоз…

Наталья Александрова