15 сентября 2019 13:15
фото: иван куртов

Производитель даёт отказ

В дирекции тяги обсудили вопросы повышения надёжности локомотивов

В Едином диспетчерском центре управления перевозками Октябрьской дороги прошло совещание, направленное на повышение надёжности технических средств и эффективности перевозочного процесса.
Для обсуждения важного вопроса снижения количества отказов технических средств собрались руководители центральной и региональной дирекции тяги, проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства, эксплуатационных локомотивных депо Кандалакша, Волховстрой и Великие Луки, Северо-Западного филиала «ЛокоТех-Сервис», а также представители Брянского машиностроительного завода и Новочеркасского электровозостроительного завода.

Начальник ОЖД Владимир Голоскоков отметил, что ключевыми вопросами являются надёжность локомотивов, качество их сервисного и гарантийного обслуживания, а также проблемы, возникающие при ремонте локомотивов новых и старых серий. Наибольший риск экономических потерь от задержек поездов возникает на наиболее загруженном грузовом направлении Октябрьской магистрали Волховстрой – Кошта. Если в среднем в РЖД потери от одного отказа равны 17 тыс. руб., то на Коштинском направлении потери в 30 раз больше.

Главный инженер Октябрьской Виталий Попов рассказал о ситуации с отказами в локомотивном хозяйстве, из-за чего дорога находится на 14-м месте в рейтинге сети по общему количеству отказов.

По причинам их возникновения в локомотивах новых серий основные претензии относились к заводам. Также было отмечено, что наибольшее количество отказов происходит, как правило, по неисправности электрооборудования.

На основании анализа ситуации в депо Великие Луки определено, что надёжность новых грузовых тепловозов серии 2ТЭ25КМ не соответствует требуе­мым значениям, установленным техническими условиями и составляет 63 отказа 1, 2 и 3-го видов на 1 млн км пробега при норме в 13 отказов.

Наибольшее количество отказов дают электронные блоки локомотивов. Кроме того, довольно часто происходит ослабление или излом болтов крепления кожуха зубчатой передачи (КЗП). Массовые отказы по этому узлу начали случаться с февраля 2019 года, за месяц по излому крепления на ремонтные позиции депо попадало до 12 локомотивов. Поскольку КЗП не имеет контргайки, этот крепёж не обеспечивает его надёжное крепление. Как следствие, в зимний период болты ослабевают и выкручиваются. По этой причине локомотив нужно отправлять на внеплановый ремонт. Отдельно деповчане отметили низкую надёжность топливной аппаратуры на дизелях с системой топливоподачи с электронным управлением. В качестве недостатка выявлена и замена производителем водомерного стекла на локомотивах 2ТЭ25КМ на силиконовые трубки. Уже через несколько поездок они загрязняются, в связи с чем уровень воды не просматривается.

В Кандалакше отметили, что за год неисправности также были как на гарантийных, так и на постгарантийных машинах. Так, отказали 24 электрообогревателя, 16 радиостанций РЛСМ-10. Помимо этого, за 2018 год силами деповчан по неисправности заменено 190 тиристоров Т-853-800-28В на ВИП-4000М. Основной причиной этого является электрический пробой.

Собравшиеся обсудили и проблемы, связанные с локомотивами, поступившими в эксплуатацию до 2012 года, и предложили перевести их на контракты жизненного цикла.

Представитель завода АО «УК «БМЗ» Алексей Антюфеев в свою очередь признал, что недоработки есть и пообещал рассмотреть возможность замены оборудования локомотивов, дающего системные отказы, а также обеспечить запас запчастей по критическим узлам. И в любом случае необходимо создать диагностические центры, что и прописано в договорах.

Основными темами круглых столов, продолживших работу совещания, стали проблемные узлы локомотивов, мероприятия по повышению надёжности электровозов постоянного тока 2,3ЭС4К, электровозов переменного тока 2,3ЭС5К, грузовых тепловозов 2ТЭ25КМ и маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ.

Практически все докладчики согласились с тем, что имеющиеся проблемы связаны с недоработками на заводах, а своими силами производить ремонт и замену невозможно, так как в этом случае прекращается гарантийное сервисное обслуживание.

Всего за 12 месяцев 2018 года по причине возникновения неисправности оборудования на ответственность локомотиво­строительных заводов отнесено 420 случаев с составлением актов-рекламаций.

Возникшие проблемы необходимо решать в самые кратчайшие сроки. Мероприятия по исправлению ситуации должны быть разделены по зонам ответственности: заводы, сервис, эксплуатация. В протоколе, который станет итоговым документом совещания, будут указаны ответственные за устранение выявленных недостатков и сроки.

Алексей Чумаков