15 сентября 2019 08:32
фото: иван куртов

Макияж, походка и китайский язык

Сервисная «Школа «Сапсана» существует чуть больше года. В ней прошли обучение уже более 460 человек. Отработав после окончания базовых курсов в скоростных поездах несколько месяцев и накопив какое-то количество индивидуальных вопросов, провод­ники снова садятся за парты.
Курс включает несколько предметов: техника визажа, сервисное поведение, психологический аспект профессионального мастерства. А ещё китайский язык, ведь количество туристов из Поднебесной ежегодно растёт.

– Первое, что вам нужно сделать при встрече гостей, это поздороваться, – напоминает собравшимся симпатичный кареглазый преподаватель Евгений Сергеев. – Привычное русскому уху «Ни хау», которым приветствуют друг друга сами китайцы, говорить нельзя: это звучит слишком панибратски, примерно так же как «Привет», сказанный незнакомому человеку в России. Лучше сказать: «Нин хау».

И все присутствующие скрипят авторучками, внося новую запись в свои блокноты.

Урок проходит в специально обустроенном классе. Здесь всё как полагается: доска, световая указка, таблицы. Ну и конечно же, ученики с блокнотами, превратившиеся в слух.

– Китайский язык совсем не похож на русский, – продолжает учитель. – В нём нет склонений, спряжений, родов, чисел и времён. Зато есть интонации, способные в корне менять смысл многих слов. Если вы скажите «нар» с интонацией, идущей наверх, получится «где». А если то же самое слово произнесёте коротко – значение его будет «тут».

За четырёхчасовое занятие язык, конечно, не выучить. Но разобрать таблицы и прослушать интересную информацию об особенностях произнесения фраз и менталитете их носителей – можно. А ещё отработать правильность произношения наиболее часто нужных в работе фраз – большего от проводников и стюардов и не требуется.

– Главное выучить наиболее распространённые глаголы, – продолжает Евгений Сергеев. – А если вы не знаете, каким словом назвать какой-то предмет, то в поезде можно показать на него рукой.

– Прежде чем стать проводниками наших поездов, кандидаты заканчивают базовую «Школу Сапсана», – говорит заместитель начальника центра подготовки персонала по обслуживанию высокоскоростных поездов по учебно-производственной практике Инна Стрюковатая. – Это 500 учебных часов, во время которых им дают знания, необходимые в работе. Это масса предметов, начиная от обучения оказанию первой медицинской помощи, заканчивая изучением искусства нанесения макияжа и дефиле. Отработав несколько месяцев в поезде, у ребят появляются дополнительные вопросы. Они уже понимают, что конкретно им нужно узнать и подтянуть. И тогда они приходят на второй этап – на 40-часовой курс в сервисную «Школу Сапсана». В числе прочего мы даём нашим ученикам навыки работы с маломобильной группой населения. Среди наших пассажиров встречаются люди, имеющие ограничения по зрению и слуху, а также инвалиды-колясочники. И мы обучаем работников корректной и эффективной поддержке этих людей. Например, как объяснить слабовидящему человеку расположение блюд на столике? Есть простой способ рассказать, пользуясь ассоциацией с часами: «3 часа – чай, 9 часов – бургер, 6 часов – сахар».

Людям, обслуживающим «Сапсаны», нужно знать очень многое. И готовят их на курсах интенсивно и тщательно, почти как агентов национальной безопасности. Во время занятий в сервисной «Школе Сапсана» они ходят с книгами на голове, толкая перед собой тележку (и всё для вырабатывания красивой осанки и плавной походки), возят друг друга в инвалидных креслах, чтобы научиться помогать малоподвижным группам населения в поезде, крутят кички и разбираются в особенностях корпоративного макияжа, чтобы их внешний вид был идеален.

– Моя задача научить вас, какой макияж и причёску нужно создавать перед поездкой, чтобы красиво выглядеть и поддерживать при этом деловой имидж компании, – сказала собравшимся на следующих лекциях Татьяна Петрунина. – У вас существует чёткий дресс-код, и это облегчает задачу гардероба. Что касается макияжа, я рекомендую девушкам в зимний период делать акцент на глаза, в летний – на губы, но в любом случае, выбирать свежие, не яркие цвета. Выразительная внешность вызывает у людей желание с вами общаться. Я дам вам рекомендации по выбору фирм, создающим качественную косметику и средства по уходу за кожей.

С проводниками и стюардами Татьяна Петрунина начинала заниматься практически с первых дней работы школы.

– Проводников «Сапсана» сразу видно даже в городе, – говорит она. – С работы они обычно возвращаются в своей красивой форме. Глядя на причёску и макияж, я могу безошибочно сказать, прошла девушка обучение у нас или ещё нет.

– Я работаю на «Сапсане» три месяца, – поделилась одна из учениц школы Анна Гладкова, – и конечно, унесу с занятий большое количество полезных знаний.

Десять лет назад появление высокосортных магистралей было прорывом в вопросах движения, почти как полёт на Луну. Сократить время в пути между двумя столицами до 3,5 часов, сделать путь бесстыковым, а дорогу более комфортной – всё это являлось гигантским шагом в будущее. Теперь разрабатываются идеи новых, ещё более быстрых поездов, позволяющих покрывать расстояние между Петербургом и Москвой за незаметные два часа. При этом поезда будут развивать скорость до 400 км/ч. В таких составах нужны особые сотрудники – специалисты нового поколения, отличающиеся безукоризненным внешним видом и способные поддерживать сервис в составе на высочайшем уровне. Такие, как выпускники «Школы Сапсана», с которыми время в пути между двумя столицами пролетает не только быстро, но и радостно.

Елена Харламова