26 июня 2019 15:24
фото: Наталья Кадрова

На страже безопасности

Завершился конкурс «На страже безопасности», организованный совместно Октябрьской дорогой и нашей газетой. За короткий срок в оргкомитет поступили десятки очерков о труженицах стальных магистралей. Их героини не только проявляли решительность и самоотверженность, но и внесли свой не­оценимый вклад каждодневным добросовестным трудом.

Коллеги не могут оставаться равнодушными к таким работницам. Слесари, машинисты-инструкторы, дежурные по станции писали о женщинах-железнодорожницах, непосредственно обеспечивающих безопасность движения поездов. Что-то написано бесхитростно и просто, что-то выстроено по-журналистски, с анализом ситуации. Но все работы пронизаны теплотой и огромным уважением в адрес тех, кто с поистине материнской заботой относится к своим коллегам, находясь на страже их безопасности, улучшает технологию и щедро передаёт опыт молодым. Публикуем очерки, авторы которых стали победителями конкурса.

Первое место


Женский подвиг

Млечный Путь рисовался ей чем-то вроде
пригородной железной дороги, где вагоны
переполнены молочницами с бидонами.

Эмиль Кроткий



Железная дорога – это поистине живой организм. Не только потому, что он работает слаженно, грамотно и точно, но и потому, что эту работу организовывают и обеспечивают люди. Круглосуточно дежуря на посту, управляя локомотивами, переводя стрелки, осматривая вагоны, каждый работник железной дороги бережёт сон и покой пассажиров и сохранность перевозимых грузов.

Мужчины издавна по праву считались основой, опорой железнодорожных коммуникаций. Их волевые решения и расчёты, точные прогнозы выводили железнодорожные перевозки на новый уровень, открывая широкие горизонты и перспективы. Но за каждым мужчиной стоит женщина, и железная дорога – не исключение. Труд слабого пола не всегда бросается в глаза, иногда он нарочито незаметен – это ежедневная обыденная работа, но исполняемая с точностью, буквально материнским усердием и такой вовлечённостью в процесс, что можно позавидовать! Женщины более чуткие, отзывчивые, интуитивные. Эти женские качества играют немалую роль и помогают мужчинам сглаживать «острые углы» конфликтов и недопониманий. Женщины в РЖД – своеобразные «гасители колебаний», их гибкость и терпение, выдержка и, конечно, любовь в каждом действии, делает их присутствие на стальных магистралях незаменимым!

Среди представительниц прекрасного пола есть и те, кто способен на настоящий подвиг. Лилия Геннадьевна Жуленкова – осмотрщик вагонов на ПТО станции Великие Луки. 27 лет назад, будучи совсем ещё юной девушкой, она пришла на железную дорогу. Многое бывало за её долгую трудовую жизнь, но на одной истории, произошедшей сравнительно недавно, хочется остановиться поподробнее.

Год тому назад смена Лилии Геннадьевны работала в день, жаркое выдалось тогда лето. Как всегда, оператор по рации указывала нужные составы для осмотра, и смена слаженно трудилась, но у одного из поездов чуть не произошла трагедия. Лилия Жуленкова была в хвосте состава, завершив осмотр, она спокойно следила за отправлением поезда, как вдруг, откуда ни возьмись, появился мужчина и направился к отправляющемуся составу. Лилия Геннадьевна жестами и криками «Стой! Назад!» пыталась удержать гражданина, но лишь только приблизившись к нему поняла, почему он не реагировал – был очень пьян. Не растерявшись, видя, что он пытается залезть на поезд и уже ухватился руками за поручни, почти оступился и упал под колёса вагона. Осмотрщик лихо схватила неразумного за рубаху и резким рывком дёрнула на себя, и оба упали на платформу. Поднявшись, Лилия Геннадьевна вызвала наряд полиции и мужчину забрали в отделение. Вряд ли тогда он осознавал, что хрупкая женщина в стрессовой ситуации, проявив храбрость, смелость, напор и недюжинную силу, спасла ему жизнь!

До сих пор Жуленкова вспоминает тот случай с содроганием. Говорит, что очень испугалась, но сразу поняла, что нужно делать, почувствовав приближающуюся беду. По сей день Лилия Геннадьевна является примером для всех осмотрщиков ВЧДЭ-24, её уважают и любят коллеги. С завидной регулярностью эта женщина находит трудновыявляемые дефекты деталей вагона, считает это главной своей целью и долгом. И каждый раз добавляет, что нет на свете ничего дороже человеческой жизни.

Нина Дикович, осмотрщик вагонов ВЧДЭ-24 Новосокольники

Второе место


Она придумала новый язык

Все железнодорожники знают, какое большое внимание уделяется на ОЖД вопросам безопасности. Можно сказать, что это ключевой момент в работе магистрали.

Наталья Кадрова работает в должности заместителя начальника техотдела эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Ви­тебский (ВЧДЭ-13) Октябрьской дирекции инфраструктуры с 2012 года, а в целом её непрерывный стаж на Октябрьской дороге – уже 25 лет.

Свой трудовой путь на дороге Наталья Александровна начала в Санкт-Петербург-Варшавском вагонном депо (ВЧД-10) инженером-технологом паркового электроцеха и цеха ремонта электрооборудования вагонов: она проводила плановую техническую учёбу с работниками цехов и занималась внедрением новой техники, оборудования и рационализаторских решений с целью предотвращения технологических отказов электрооборудования вагонов в пути следования.

Я работал тогда мастером паркового электроцеха ВЧД-10. Как и многие из тех, кто пережил 90-е, хорошо помню, сколько сложностей тогда было на дороге. Например, вагон, в котором работали люди, могли без предупреждения начать выцеплять из отстоя, а затем увезти его прямо с работниками в направлении верхнего парка. Столкнувшись несколько раз с такой проблемой, Наталья Александровна, тогда ещё занимавшая должность инженера-технолога паркового электроцеха, придумала систему собственных опознавательных знаков. Она предложила во время работы накрывать автосцепку сигнальным жилетом и выставлять рядом с составом сигналистов, призванных предупредить сцепщиков о том, что идут работы. Кроме того, она предложила производить расцеп тормозных рукавов перед вагоном, где производились работы.

Это предложение существенно повлияло на вопрос безопасности на полигоне и уберегло многих железнодорожников от серьезных бед. Ведь быть увезённым под вагоном, зацепившись за оборудование, не только чревато повреждением вагона, но также является происшествием, угрожающим жизни работника.

Как уже говорилось, Наталья Александровна трудится на дороге четверть века. За это время она успела побывать в должностях инженера-технолога, координатора рабочей группы дирекции, заместителя начальника технологического отдела. И её труд был отмечен – она награждена памятным знаком имени П.П. Мельникова и знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет».

Кирилл Казачинский, начальник сектора эксплуатации и развития объектов производства
Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов