24 марта 2019 11:43
фото: иван куртов

Человек дела

У Михаила Климчука всегда есть творческие планы улучшений

По оценке службы технической политики Октябрьской дороги начальник производственно-технического отдела станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский Михаил Климчук – один из лучших рационализаторов. Хотя сам он не считает, что его предложение достойно столь высокой оценки, но данное признание специалисту приятно и «греет душу».
В минувшем году Михаил внёс три рационализаторских предложения, два из которых реализованы. Все его новаторские идеи связаны с оптимизацией работы инженерного состава, а точнее – составления различных статистических отчётов. Нужно отметить, что сначала рацпредложения проверяются на практике, дорабатываются и улучшаются, лишь затем автор занимается их оформлением.

– Раньше основным показателем работы станции был отправленный вагон. Затем показатели разбили на три технологические группы: прибытие, формирование, отправление. Каждая группа стала характеризоваться рядом своих показателей. К тому же на станции произошло разделение на чётную и нечётную сортировочные системы, работающие в связке друг с другом, при этом каждая – по своим показателям. Так вместо одной характеристики стало 11, – рассказывает Михаил Климчук.

После сбора всех данных воедино получалось огромное количество показателей. К тому же нам предложили вести учёт показателей за каждую смену, а в итоге выводить средний показатель. Итого за месяц – 15–16 смен, по факту – в два раза больше, потому что есть дневные и ночные, 11 показателей для каждой, две системы – в итоге порядка трёх тысяч показателей, которые нужно внести в справку.

По словам движенцев, специально разработанная централизованная программа была введена лишь в августе прошлого года, а до этого почти пять лет приходилось делать всё вручную.

– Мы взялись за разработку собственного метода на основе простой программы Exсel, составили для него таблицы и формулы, – рассказывает Михаил. – Оказалось, что одновременно с нашей работой велась разработка подобной программы в центральном аппарате. Узнав об идее, московские програм­мисты приезжали ко мне для получения информации и консультации. Мы уже внедрили новинку на своей станции, когда продукт центральной дирекции прошёл тестирование в Челябинске, затем у нас, а также в Волховстрое и Беломорске. Теперь он внедрён на всей сети и сейчас тиражируется на грузовые и участковые станции.

Так оказалось, что Михаил, сам того не зная, принял участие в разработке сетевого проекта.

По его словам, «когда за рацпредложение благодарят, когда инженеры не сидят над справками по 5–6 часов, а тратят на них максимум 15 минут, – это и есть главное признание».

Через станцию Санкт-Петер­бург-Сортировоч­ная-Мос­ков­ская проходит почти 80% всего вагонопотока, поэтому решения по изменению технологии приходится принимать максимально быстро. Постановка новых задач, например, по своду дополнительных данных, уже не пугает работника, как это было раньше: с помощью новой программы он вносит изменения в формулу и выдаёт результат.

– Главное в нашем деле – знать работу станции изнутри. Сейчас даже студентам вуза в процессе обучения показывают все технологические процессы. В результате молодые специалисты начинают понимать, как нужно действовать, чтобы оптимизировать работу огромного механизма – сортировочной станции, – дополняет свой рассказ Михаил. – Непроизводительные потери должны бросаться в глаза. Пусть они небольшие, по 2–3 минуты на поезд. Но если учесть, что через станцию проходит в сутки около 120 составов, то есть по несколько тысяч в год, то экономия от устранения таких потерь будет колоссальная. К тому же это может помочь снизить загруженность человека.

Действительно, по роспуску вагонов, количеству переработки транзитных вагонов станция Санкт-Петер­­бург-Сор­ти­ро­вочный-Московский – передовая в европейской части России. По производственным показателям «Сортировка» конкурирует с Челябинском и Инской.

– Если учесть, что наши конкуренты – это Азия, то в Европе – мы первые. А это значит, что у нас должны быть новейшие технологии. А главное – новейшее мышление, дающее возможность быстро выдавать требуемый продукт, чтобы оставалось время на дальнейший рост и продвижение, – уверен Михаил.

Сам Климчук сэкономленное от внедрённых предложений время использует рационально. У него всегда есть творческие планы улучшений. Одно только тестирование новых программ может занять до четырёх месяцев. Ведь плюсы и минусы выявляются не с первого раза, а в процессе длительной работы над реальными задачами.

Михаилу помогают молодые инженеры, которое приходят после вузов с багажом надёжных знаний и новым видением. По словам Михаила, «это люди другого поколения, и разница в 10–15 лет ощутима». В этом году на станции совместно с ПГУПСом планируется открытие базовой кафедры «Управление движением», уже заключены договоры, идёт разработка тем лекций.

В идеях для рацпредложений недостатка нет. Есть нехватка времени для их оформления.

– Что-то придумано, внедрено, как следствие – улучшено. Иногда за сутки может возникнуть несколько «рацух» по изменению эксплуатационной работы. У нас есть и функциональные, и даже мультифункциональные проекты. Ведь не являясь обладателями техники, мы, движенцы, владеем технологией и эксплуатируем инфраструктуру путейцев, связистов, вагонников, локомотивщиков, – продолжает Михаил Климчук. – А когда надо собраться с мыслями и оформить реализованные проекты на бумаге – становится сложно. Найти на это полдня не всегда получается. Выходит, что сгенерировать идею и внедрить её в производство – проще.  

И хотя рацпредложения Михаила большей частью направлены на облегчение труда работников, нежели на увеличение производительности станции, они приносят свою пользу. Инженеры могут не задерживаться на работе, больше уделять время семье, отдыху, а значит – приходить на работу и с новыми силами приносить пользу дороге. Так и создаётся удовлетворённость своим трудом в компании.

Алексей Чумаков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28