24 апреля 2019 19:05
фото: виктор казарин

В память о первом поезде

7 февраля исполнилось 76 лет со дня прибытия первого поезда в осаждённый Ленинград после прорыва блокады. Грузовой состав проследовал по железнодорожной линии Шлиссельбург – Поляны, которую построили всего за 17 дней.
В честь героического подвига железнодорожников и строителей Дороги Победы на станции Петрокрепость у обелиска «Стальной путь» прошёл торжественный митинг.

Но начались торжества на Финляндском вокзале, где состоялась торжественная презентация ретро-паровоза, символизирующего прибытие в Ленинград первого после прорыва блокады поезда с продовольствием. В честь памятной даты на вокзале собрались ветераны-железнодорожники и молодёжь.

Временный участок длиной 33 км, вошедший в историю как Дорога Победы, был возведён вдоль левого берега Невы и служил для связи Ленинграда с Большой землёй. Малоизвестная Ириновская линия, где до войны ходили три-четыре пары пригородных паровых поездов, стала жизненно важной магистралью, а маленькая станция Ладожское Озеро превратилась в большой железнодорожный узел с примыкающим к нему озёрно-речным портом.

До восстановления главной железнодорожной линии Ленинград – Москва (23 февраля 1944 года) северная столица и Ленинградский фронт получили по Дороге Победы 4,4 млн тонн различных грузов. Это помогло сконцентрировать силы, нанести врагу сокрушительный удар и приблизить полное освобождение Ленинграда от блокады.

Во время митинга на станции Петрокрепость с участием руководителей Октябрьской дороги, Совета ветеранов, Комитета по молодёжной политике, представителей администраций Ленинградской области и посёлка им. Морозова пришедшие вспомнили тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Затем 80 ветеранам вручили памятные знаки «Дорога Победы», учреждённые ОЖД.

Но главный подарок в первую очередь для самих ветеранов – это торжественное открытие на станции Петрокрепость после реэкспозиции легендарного музея «Дорога Победы». После митинга работники и ветераны Октябрьской дороги возложили цветы к мемориалу павших и паровозу-памятнику «ЭМ721-81», который работал на Дороге Победы до полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

Алексей Чумаков