24 апреля 2019 18:55
фото: татьяна куценина

Говорит Волховстрой

Каждый год 5 февраля к паровозу ЭУ708-64, который установлен на вечную стоянку на станции Волховстрой, приходят те, кто хранит память о событиях, связанных с Великой Отечественной войной, с блокадой Ленинграда. Раньше это были старые железнодорожники, сейчас – их дети и внуки. По традиции венки к паровозу-памятнику возлагают руководители района, города, Волховстроевского региона ОЖД.
Если бы какой-нибудь телеканал вёл прямую трансляцию такой встречи, ведущий вполне мог бы сообщить: «Внимание, говорит Волховстрой!». И рассказать, что в городе на Волхове до сих пор живут те люди, которые в войну трудились на станции, в путевом или вагонном хозяйстве. Но самое удивительное состоит в том, что, если бы такой репортаж можно было провести в 1941, 1942, 1943-м годах, диктор точно так же мог бы объявить: «Внимание, говорит Волховстрой!». Потому что землю этого маленького города так же, как и улицы Ленинграда, не топтал сапог фашиста.

И кто знает, как сложилась бы судьба Ленинграда, если бы не было Волховстроя. В самые трудные для города на Неве времена Волховстрой обеспечивал подвоз продуктов к станциям Войбокало и Жихарево, откуда машины везли их к Ладоге, затем, несколькими месяцами позднее, к станциям Кобона, Коса, Лаврово, расположенным прямо на Ладожском берегу. И, наконец, первые рейсы по Дороге Победы в Ленинград тоже осуществлял Волховстрой.

Огромный пласт материала ещё ждёт своего изучения. Хотя сегодня можно сказать о том, что Волховстроевский железнодорожный узел имеет своего летописца. Им в последние годы стал Георгий Самсоненко, который уже выпустил несколько интересных книг военной тематики. Бывший начальник локомотивного депо Волховстрой, он знает тему изнутри. Нет такого вопроса, начиная от поиска старого военного паровоза, установки его на вечную стоянку и кончая обороной Волхова, на который он не смог бы ответить.

Ещё одно безусловное богатство узла – это музей волховстроевских локомотивщиков. Его создатель и бессменный хранитель Людмила Королёва собрала уникальную коллекцию подлинных предметов, фотографий, документов и писем военного времени. 5 февраля – для неё особенный день. В этот раз она организовала в музее экскурсию, после которой состоялось обсуждение выявленных в последнее время новых материалов. К этому же дню Людмила Павловна подготовила буклет о прибытии в Ленинград первого поезда с Большой земли 7 февраля 1943 года, издать который помогли сотрудники Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек. И снова – говорит Волховстрой!

Татьяна Александрович