25 февраля 2020 22:39

25 февраля 2020 22:39

фото: иван куртов

В чём цель целевика

В ПГУПСе состоялось совещание преподавателей и производственников

Взаимоотношение науки и производства, производства и системы образования продолжают оставаться актуальными. Именно этот спектр вопросов обсуждался на проходившем недавно в ПГУПСе совещании, в котором участвовали представители профессорско-преподавательского состава университета и руководители Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ). Руководил совещанием начальник ЦДИ, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» выпускник этого вуза Геннадий Верховых.
Совещанию предшествовал осмотр университетских кафедр. Московских гостей интересовало, насколько хорошо они оснащены современной аппаратурой, необходимой как для учебного процесса, так и для научных исследований.

– В этом отношении производство опережает систему образования, – сказал после завершения осмотра главный инженер Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Насонов. – Мы сейчас ищем способы, как дооснастить университетские лаборатории. Без этого трудно готовить грамотных, квалифицированных специалистов.

По словам Геннадия Насонова, в недалекой перспективе планируется также приглашать студентов и преподавателей на действующую инфраструктуру, чтобы они могли своими глазами видеть, как работает современное оборудование.

В ходе совещания был рассмотрен ряд животрепещущих для образования вопросов, например, возможность использования производственных баз. Начальник Октябрьской дирекции инфраструктуры Евгений Шевцов подчеркнул, что в настоящее время в учебном процессе задействованы имеющиеся в дирекции объекты, в частности, Центр мониторинга вагонов и Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, а также находящееся вблизи города Тосно вагонное депо. При этом ректор университета Александр Панычев особо подчеркнул, что сегодня именно «близость учебной базы и производства определяет качество подготовки специалистов».

Ещё один метод, способствующий выработке профессиональных умений, это производственная практика. Однако её продолжительность невелика – всего один месяц. Проректор ПГУПСа по воспитательной работе и связям с производством Пётр Рыбин считает, что она может быть увеличена за счёт летних каникул. При этом практиканты, естественно, должны получать заработную плату, как это было организовано, например, в 1970-х – начале 1980-х, когда стройотряды ЛИИЖТа активно участвовали в строительстве Байкало-Амурской магистрали.

Однако есть одно «но». По словам заместителя начальника ЦДИ по кадрам и социальным вопросам Дмитрия Берсенева, сегодня студенты не горят желанием овладевать рабочими специальностями, и потому далеко не все из них захотят жертвовать каникулами.

Другая проблема заключается в том, что многие входящие в структуру ЦДИ предприятия находятся вдали от больших городов. Неудивительно, что выпускники транспортных вузов, в том числе и ПГУПСа, не очень хотят туда ехать. В университете существует так называемый целевой набор, когда сами предприятия направляют на учёбу своих работников. Получив диплом, «целевики» должны вернуться на направлявшее их предприятие. Но и здесь не всё гладко.

– Ежегодно по причине неуспеваемости мы отчисляем примерно 100 целевиков ЦДИ, – напомнил проректор Пётр Рыбин. – И, хотя некоторые из них затем восстанавливаются, ситуация вызывает беспокойство. Тем более что среди представителей ЦДИ отсев выше, чем среди студентов, направленных другими дирекциями.

Надо сказать и о том, что целевики Дирекции инфраструктуры – это студенты, которые чаще всего получали среднее образование в небольших провинциальных городах, которые к обучению в вузе обычно подготовлены хуже, нежели ребята, окончившие петербургские школы. Руководители университета не могут это не учитывать.

– Нами разработана система дополнительных программ, которая позволяет на первых курсах «подтягивать» студентов-целевиков по предметам общеинженерного профиля, – пояснил Пётр Рыбин.

Но преподаватели и учёные университета не только готовят кадры для железнодорожной отрасли, но и занимаются исследованиями в области науки и техники. Их результаты должны находить применение на предприятиях ОАО «РЖД».

В частности, по словам Геннадия Верховых, сейчас очень важны разработки, которые позволили бы полностью автоматизировать процессы диагностирования стрелочных переводов. Сегодня на дорогах насчитывается 153 000 переводов. На осмотр каждого из них дорожный мастер еженедельно тратит 37 минут. Автоматизация может дать здесь большой экономический эффект.

После завершения совещания ректор университета и начальник Центральной дирекции инфраструктуры подписали соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности ЦДИ и ведущего транспортного вуза страны. В связи с этим Геннадий Верховых поручил в самое ближайшее время разработать план конкретных мероприятий по этому соглашению.

Давид Генкин