27 февраля 2020 08:01

27 февраля 2020 08:01

фото: иван куртов

К безотказным технологиям

Координация усилий эксплуатационников, ремонтников и строителей принесёт успех

Интервью с главным инженером Октябрьской железной дороги Виталием Поповым.
– Виталий Владимирович, расскажите, пожалуйста, насколько железнодорожники смогли повысить надёжность работы технических средств полигона Октябрьской в 2018 году?

– В 2018 году Октябрьская дорога улучшила все показатели надёжности работы относительно 2017 года. Мы отработали со снижением количества отказов первой и второй категории на 10,1%, потерь поездо-часов от них на 14,6%, технологические нарушения были снижены на 12,6%. Но, несмотря на положительную динамику (с 2012 года более чем в 2 раза, с 9036 до 4073), целей по снижению абсолютного количества отказов (снизить на 10,9%), установленных ОАО РЖД, достигнуть не удалось. Максимальное количество отказов зафиксировано в локомотивном и инфраструктурном комплексах.

– Что было предпринято на дороге для организации безотказной работы устройств и снижения потерь поездо-часов?

– На дороге функционирует рабочая группа по надёжности технических средств, организованная в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД». На её заседаниях ежемесячно рассматриваются итоги работы по снижению отказов. В отдельные месяцы, в частности, в первом квартале 2018 года, абсолютное количество отказов превышало показатели 2017 года. В марте были организованы и проведены круглые столы с наиболее значимыми на дороге комплексами: локомотивным, инфраструктурным и энергетическим, в апреле был проведён технико-технологический совет дороги. В ходе обсуждения были выявлены трудности в работе с поставщиками продукции и сформированы дополнительные мероприятия, реализация которых по итогам года принесла положительный результат.

– Какие меры из тех, что были приняты, Вы считаете наиболее эффективными?

– Наиболее важным я считаю налаживание взаимодействия структур, относящихся к локомотивному комплексу. С целью снижения количества отказов тягового подвижного состава в сентябре мы провели в Волхове расширенное совещание с участием представителей локомотиворемонтных и локомотивостроительных заводов. На этом совместном совещании были рассмотрены вопросы надёжности в эксплуатации новых локомотивов и локомотивов, прошедших заводской ремонт, причины допущенных неплановых ремонтов и роста отказов тяговых средств, обслуживаемых сервисными компаниями. Также обсуждались выявленные системные недостатки и проблемы обучения локомотивных бригад. Реализация выработанных в Волхове мероприятий позволила переломить ситуа­цию по снижению абсолютного количества отказов в локомотивном комплексе в целом и простоев локомотивов в ожидании представителя завода-изготовителя (иногда до 390 суток) или локомотиворемонтного завода (до 1090 суток).

В первом квартале нынешнего года запланировано проведение Дней качества с участием представителей заводов-изготовителей локомотивов новых серий на базе эксплуатационных локомотивных депо Кандалакша, Волховстрой, Великие Луки. По итогам будут сформированы совместные мероприятия с заводами-изготовителями по устранению конструкционных недостатков локомотивов серий 2ЭС4К, 3ЭС4К, 2ЭС5К, 3ЭС5К, 2ТЭ25км.

– Каковы наиболее частые причины отказа технических средств?

– Анализ показывает, что большая часть отказов происходит по причинам производственного характера (69%), на втором месте – эксплуатационные (19,6%). На внешнее воздействие приходится 5%. В 70% случаев отказов установлено влияние человеческого фактора: недостаточный уровень знаний, навыков, квалификации работников часто приводит к ошибкам. В прошлом году под председательством заместителей главного инженера в регионах проведено комиссионное обследование учебных полигонов дороги (ПГУПС, включая филиалы в городах Петрозаводск, Мурманск, Великие Луки, Санкт-Петербургский и Великолукский техникумы, Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта, региональные подразделения Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций) и подготовлены предложения по обновлению учебно-материальной и лабораторной баз учебных заведений с учётом развития производственных процессов ОАО «РЖД». Создана также рабочая группа по организации виртуального класса обучения персонала под моим председательством.

– А может дорога как-то влиять на внешние причины?

– Для снижения количества отказов технических средств из-за отсутствия внешнего электроснабжения в сентябре, например, мы проводили в Петрозаводске совещание руководителей Октябрьской дирекции по энергообеспечению с представителями электроснабжающих организаций. По его результатам выработаны решения для повышения качества взаимодействия и снижения количества внеплановых отключений.

– Виталий Владимирович, какие дирекции добились в прошлом году наилучших результатов в деле снижения количества отказов технических средств?

– С положительной стороны хочу отметить Октябрьскую дирекцию по ремонту тягового подвижного состава, Северо-Западную дирекцию скоростного сообщения и Северо-Западную дирекцию по эксплуатации путевых машин, которые добились снижения отказов и выполнения не только целевого показателя ОАО РЖД (снижение отказов на 10,9%), но и повышенного целевого показателя, установленного начальником железной дороги (снижение 30%). Цель, установленная ОАО «РЖД» для Октябрьской железной дороги на 2019 год – снижение количества отказов технических средств на 7,2%, но дорога берет на себя повышенные обязательства – снизить отказы не менее чем на 10% относительно уровня прошлого года.

Светлана Канаева