28 сентября 2020 17:50

28 сентября 2020 17:50

фото: архив ЦМЖТ

Эшелоны прорывались на восток

За первые два месяца войны из Ленинграда были эвакуированы 92 предприятия

В районе станции Мга вражеский десант высадился 29 августа 1941 года. Это означало, что железнодорожная связь Ленинграда с Большой землёй была полностью прервана, поскольку тогда единственная дорога, по которой могли двигаться эшелоны, шла через Мгу на Волховстрой, а уже оттуда – вглубь страны.
За предшествующие два месяца из Ленинграда было эвакуировано 92 промышленных предприятия и 565 тыс. человек, в основном работников этих заводов и фабрик.

Для того чтобы перевезти такое количество людей и оборудования, потребовалось 282 пассажирских состава и 40 тыс. товарных вагонов. Числа не просто впечатляют, они поражают!

Часто приходится слышать, что война застала советское руководство врасплох, а эвакуированные на восток страны заводы начинали работать в чистом поле. Это – ошибочная точка зрения.

– Разработка подробных эвакуационных планов началась сразу же после завершения Гражданской войны, – утверждает писатель и историк Елена Прудникова. – В конце 1930-х – самом начале 1940-х годов в восточных регионах создавались производственные площадки, на которых планировалось разместить эвакуируемые предприятия. Естественно, в этих планах было чётко прописано, как в случае начала войны должны работать железные дороги.

24 июня 1941 года при Совнаркоме СССР был создан Совет по эвакуации. Его возглавил нарком путей сообщения Лазарь Каганович. Аналогичный Совет сформировали и в Ленинграде. В городе на Неве ответственным за проведение эвакуации был назначен председатель Исполкома Ленсовета Пётр Попков, впоследствии расстрелянный по так называемому «ленинградскому делу». А для руководства перевозками в управлении Октябрьской железной дороги образовали специальную группу, состоящую из трёх человек.

30 июня 1941 года получил новое назначение выпускник ЛИИЖТа (ныне ПГУПС), в дальнейшем знаменитый министр путей сообщения СССР Борис Бещев. Он стал координатором работы всех железных дорог, вовлечённых в сферу действий Ленинградского фронта.

Эвакуационные планы, повторим, были разработаны достаточно подробно. Но жизнь внесла свои коррективы. Предполагалось, что на Ленинград с севера будут наступать финны. Получилось совсем по-другому: с юга стремительно двигались немцы: уже 9 июля захватчики вошли в Псков. Через два дня Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение увеличить темпы эвакуации из Ленинграда крупных промышленных предприятий.

– В первые дни войны многие железнодорожники ушли на фронт, – говорит доктор исторических наук профессор ПГУПСа Александр Голубев. – Например, встали под ружьё 3000 работников Ленинградской железной дороги, которая сейчас входит в структуру ОЖД. Но уже вскоре значительную часть железнодорожников вернули из окопов. Этих квалифицированных специалистов не могли заменить на рабочих местах женщины и подростки.

Масштабы эвакуации были таковы, что подвижного состава хронически не хватало.

– Образно говоря, на рельсы ставили всё, что могло двигаться, – продолжает профессор Голубев. – В мирное время вышедшие из строя паровозы и вагоны отправляли в другие регионы страны: либо в специальные депо, либо на заводы-изготовители. В годы военного лихолетья их ремонтировали в самом Ленинграде, а также в тех городах на полигоне нынешней Октябрьской дороги, которые не были захвачены немцами, например, в Кандалакше.

Враг понимал, какое большое значение в войне с СССР имеют железные дороги. По оценке специалистов, 70% бомб, сброшенных немецкой авиацией, были направлены на эшелоны, мосты, железнодорожные пути и станции.

Первая бомба на участок современной Октябрьской железной дороги упала уже 2 июля. В дальнейшем бомбардировки продолжались практически ежедневно. Поэтому для того, чтобы быстро восстанавливать пути, телефонную связь, мосты, системы водоснабжения, были созданы специальные ремонтные поезда-летучки (паровоз и вагон). Как утверждает кандидат технических наук, профессор Леонид Коренев, на дороге работало в общей сложности 79 таких поездов. В первые два месяца войны за короткий срок были вновь введены в строй железнодорожные пути на станциях Вялка, Большая Вишера, Окуловка, Боровенка. Ремонтники работали, не зная отдыха.

Но железнодорожники занимались не только воинскими перевозками, эвакуацией из Ленинграда предприятий и его жителей. Они ещё и выпускали нужную для фронта продукцию. Скажем, работники Ленинград-Балтийского электродепо совместно со специалистами Ижорского завода построили бронепоезд «Балтиец». Его команда состояла как из железнодорожников, так и из кадровых артиллеристов. Это был первый, но не последний бронепоезд, в создании которого участвовали предприятия ОЖД.

Однако полностью за два месяца реализовать эвакуационные планы было невозможно. В Ленинграде оставалось большое количество готовых к отправке станков, другого оборудования, а также важных приборов. На сортировочных станциях и станционных путях Ленинградского узла застряли свыше двух тысяч вагонов.

При городском Совете по эвакуации были сформированы специальные группы, занимавшиеся учётом грузов, которые не успели вывезти из уже осаждённого города. Некоторое оборудование использовали на оставшихся в Ленинграде предприятиях. Другую часть через несколько месяцев эвакуировали по заработавшей Дороге жизни.

Давид Генкин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28