25 апреля 2019 10:51

Выявленные дефекты – это отказы, которые не произошли

Лаборатория неразрушающего контроля и технической диагностики сервисного локомотивного депо Санкт-Петербург – головная в Северо-Западном филиале ООО «ЛокоТех-Сервис». Здесь первыми осваивают и отрабатывают многие технологии контроля.
В состав лаборатории входят ещё два отделения: депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Ви­тебский и депо Калининград. Взаимодействие между подразделениями выстраивают начальник лаборатории Денис Фёдоров и технолог Юлия Сычёва. Внимания требуют все процессы: дефектоскопия и диагностика, наладка оборудования, технологические инструктажи, документация, обучение персонала и многое другое.

Сервисное депо Санкт-Петербург не раз становилось полигоном для испытаний и внед­рения современной техники дефектоскопии и диагностики локомотивов. Ряд диагностических приборов, которые применяются сейчас на всей сети РЖД, были апробированы именно здесь.

В 2018 году внедрили немало масштабных новаций. Одна из них – осуществление процес­сного подхода функциональной диагностики оборудования локомотивов. Теперь входные и выходные условия, применяемые технические средства, документация, отчётность и порядок взаимного информирования всех участников процесса определяются на каждом этапе. А «продуктом» выступает продиагностированный локомотив.

Лаборатория является лидером по внедрению современных технологий в области дефектоскопии локомотивных деталей. Так, с июня по декабрь 2018 года на полигоне лаборатории проведены испытания технологии ультразвукового контроля вершины гребней колёсных пар локомотивов.

– Прежде вершина гребня выпадала из зоны контроля различными приборными средствами, хотя около 60% всех трещин на бандаже развивается именно с неё, – рассказывает начальник лаборатории. – Испытания проводились совместно с АО «НИИ мостов». В результате методика выполнения данной операции теперь отработана досконально, и с нынешнего года она стала частью технологического процесса освидетельствования колёсных пар локомотивов по всей сети.

Как поясняют в лаборатории, неразрушающий контроль вершины гребня выполняется из двух точек его поверхности: установив на них специализированный преобразователь, можно контролировать техническое состояние вершины гребня по всей длине окружности. Это позволяет выполнять операцию без проворота колёсной пары или продвигания локомотива, что значительно повышает производительность контроля при сохранении достовер­ности.

На базе лаборатории сформирован и отработан также визуальный метод неразрушающего контроля деталей локомотивов. На первый взгляд, операция проста. Но за ней – многогранный процесс контроля состояния узлов и деталей, которые из-за их труднодоступности или конфигурации сложно или нетехнологично проверять имеющимися средствами дефектоскопии.

– Раньше такие детали просто выпадали из области неразрушающего контроля, и лишь отказ в эксплуатации свидетельствовал об их неисправности, – поясняет Денис Фёдоров. – Теперь их состояние – под нашим зорким взглядом.

Рабочие инструменты дефектоскописта – лупа и эндоскоп. С их помощью он осматривает поверхность на наличие трещин, расслоений, волосовин, выщербин и других признаков дефектов и выдаёт заключение о пригодности или браке детали. Визуальный метод неразрушающего контроля требует сосредоточенности, дотошности и принципиальности. Работники лаборатории депо Санкт-Петербург с этой задачей успешно справляются.

В 2017 году на всероссийском конкурсе «Лучшая лаборатория неразрушающего контроля Локо­Тех-Сервис», который проводится раз в два года, лаборатория депо Санкт-Петербург с отделениями в депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Ви­тебский и Калининград удостои­лась второго места, пропустив вперёд только коллег из депо Карасук Западно-Сибирской дороги.

Также на конкурсе «Лучший разработчик технологических карт по неразрушающему контролю ЛокоТех-Сервис» технолог Юлия Сычёва завоевала второе место.

– Такие подразделения, как наша лаборатория неразрушаю­щего контроля, – ориентир для всего предприятия, – говорит начальник сервисного локомотивного депо Санкт-Петербург Вячеслав Путинцев. – То, что специалисты выявляют дефекты и неисправности, – безусловно, важно и заслуживает уважения. Но то, что они постоянно совершенствуются, не останавливаются на месте, – это ценность для всей компании.

За 2018 год работниками лаборатории проверено около 20 тысяч деталей локомотивов, из них выявлено 250 дефектных. Всё это – потенциальные отказы, которых не произошло. И ещё один значимый факт. Эксплуатационных отказов деталей и узлов, подвергнутых неразрушающему контролю и диагностике на полигоне лаборатории – от Санкт-Петербурга до Калининграда, за прошедший год отмечено не было. А значит, достоверность контроля достигла 100%.

В штате лаборатории депо – всего шесть человек, и при таком объёме работы каждый специалист буквально на вес золота.

– Наш коллектив – сплочённая и эффективная команда, – подчёркивает начальник лаборатории Денис Фёдоров. – Именно командная работа позволяет нам ставить всё более амбициозные цели и достигать их.

Наталья Александрова