21 октября 2019 10:18
21 октября 2019 10:18
фото: татьяна куценина

Вторая жизнь легендарного машиниста

В Республике Коми бережно хранят память об Иване Пироженко, который 7 февраля 1943 года привёл поезд в блокадный Ленинград

Более 75 лет прошло с того дня, когда в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. Но по сей день не ослабевает интерес к личности машиниста, воля и мастерство которого позволили осилить этот тяжелейший, почти двухсуточный от станции Волховстрой, маршрут.
Чтобы понять, что значил этот самый продовольственный поезд для жителей города, надо вернуться в то военное время. Мизерные хлебные пайки, темные улицы и лестницы домов, умирающие взрослые и дети… С осени 1941 года снабжение шло в основном через зыбкие водно-ледовые трассы Ладожского озера. Много ли пропитания могло поступить таким образом?

И вот после прорыва блокады, в январе 1943 года, встала задача по освобождённой территории проложить ветку, которая соединила бы две действующие железнодорожные линии. Таким образом мог быть обеспечен беспрепятственный пропуск (хотя и в непосредственной близости от линии фронта) составов из центра страны в Ленинград через Волховстроевский узел. Предстояло протянуть 33 км пути.

Казалось бы, всего 33 км. Но какие это были километры! Требовалось возвести большой железнодорожный мост через Неву, мосты через реки Назия и Черная, 20 малых мостов и труб, три станции с общим путевым развитием в 6 км. И на всё это отводилось 20 дней. Военные строители и железнодорожники выполнили задание за 17 суток!

В паровозном депо Волховстрой самым достойным был признан машинист Иван Пироженко. Вместе со своей бригадой он принял 5 февраля 1943 года в Волховстрое поезд назначением на Ленинград. За героический рейс Пироженко был удостоен знака «Почётному железнодорожнику».

Впрочем, факты эти известны. А как же сложилась дальнейшая судьба легендарного машиниста? На этот вопрос не удавалось ответить долгие годы. Оказывается, была у Пироженко ещё одна жизнь, но уже на Северной дороге, в Республике Коми, куда он был командирован в 1947 году. Так получилось, что в родное депо в Волховстрое он больше не вернулся. Его друзья так и не узнали, где окончил свои дни их боевой товарищ.

Совсем недавно в музейную комнату при совете ветеранов Сосногорского региона Северной железной дороги пришёл человек, который сказал, что может добавить кое-что новое о Пироженко. Железнодорожник этот, конечно, хорошо знакомый хранителю экспонатов Владимиру Игнатченко и председателю совета ветеранов Галине Каниной, тем не менее попросил имя его не афишировать.

И вот мы в Сосногорске. Очень хотелось, пусть спустя многие годы, пройти по следам легендарного паровозника.

Итак, Пироженко был отправлен на работу во вновь организованное депо Ижма – так тогда назывался Сосногорск. Что же оно собою представляло? «Зима 1948–49 годов выдалась холодная, морозы доходили до –55 градусов, – читаем воспоминания машиниста тех лет Кирилла Гуливатого. – В 1949-м поступили новые паровозы серии Эр с более просторной будкой. Но всё же топку надо было загружать через шуровочное отверстие лопатой, а это значит, что за поездку приходилось перекидывать 14–16 тонн угля. Дисциплина была полувоенная. За опоздание переводили на нижеоплачиваемую работу, за более серьезные нарушения сажали на гауптвахту или отдавали под суд. В 1950-м перешли в новое здание паровозного депо. Это для нас стало большим событием. Мы, молодые ребята, с удовольствием участвовали во всех мероприятиях: строили стадион, играли в футбол, сажали деревья в городе и озеленяли территорию депо. И очень гордились своей профессией».

В этих простых словах – словно голос самой Истории. А всё потому, что в совете ветеранов придумали интересную форму работы. Здесь каждому работнику, выходящему на пенсию, предлагают писать воспоминания: и ветеранам есть чем поделиться, и для музейной комнаты – бесценный материал. Сегодня эти пожелтевшие страницы, составляющие летопись Северной магистрали, читаются на одном дыхании.

А депо Сосногорск и в наши дни сохраняет свой прежний вид. Его ещё только собираются обшить сайдингом и привести к цветовым стандартам ОАО «РЖД». На фасаде хорошо виден лозунг, которым гордились паровозники пятидесятых – «СССР – великая железнодорожная держава!»

Трудился под этим девизом и машинист Пироженко. Тогда ему было около сорока лет. Опыта и силы – не занимать. Молодые машинисты знали, что самые трудные случаи Иван всегда разложит по полочкам. Ещё бы – человек-легенда, под огнем противника первым провел поезд в блокадный Ленинград!

Но авторитет его – не только за былые заслуги. За годы работы в депо Сосногорск он проявил себя настоящим мастером, получил несколько отраслевых и государственных наград.

И вдруг, как гром среди ясного неба, по депо распространился слух: Пироженко арестован. И легендарный машинист исчез с железнодорожного горизонта…

Над разгадкой этой тайны много лет бьётся хранитель музея волховстроевских локомотивщиков Людмила Королева. Музей находится в том самом здании, в котором когда-то работал Иван Пироженко. Здесь есть уникальные материалы, рассказывающие об истории первого рейса и его участниках. Но на все запросы в органы следствия и суда Республики Коми приходит один и тот же ответ: подробности дела Пироженко могут быть сообщены только родственникам. Однако ни жены, ни дочери героя давно нет в живых. О других родственниках ничего не известно.

Оказалось, что в Сосногорске до сих пор живет бывший машинист, который работал вместе с Пироженко. Мы встретились с Михаилом Сыроквашей и, конечно же, засыпали его вопросами. Каким человеком был Иван? Способен ли он был на преступление?

– Нет и нет! – отрезал старый паровозник. – Скажу лишь одно: он был настоящий ленинградец. Всегда подтянутый, культурный, доброжелательный. Нас работало пятеро молодых машинистов – участников войны, он относился к нам по-особенному. Машинистами-то мы были совсем зелеными. А он – герой! Но никогда не возносился, не ставил себя выше нас. Бывало, встретишь его в депо, он торопится куда-то, а ты попросишь: «Ваня, помоги разобраться, вот случай был в поездке…» Он остановится, выслушает внимательно и скажет: «В другой раз горячку не пори, обдумай всё, если надо, закури, но решение должно быть выверенным». Знаете, всем, чего я достиг в своей профессии, я обязан именно Ивану Пироженко. Не каждому дано стать таким наставником, как он. Все его слова и поступки были направлены только на хорошее. В моей памяти он остается одним из самых светлых людей, каких я вообще встречал в жизни…

Депо Сосногорск сейчас всё же находится на пороге положительных перемен. В связи со строительством Северного широтного хода, который соединит Северную и Свердловскую железные дороги, «приблизит» Дальний Восток и Сибирь к северным морским портам, здесь, в Республике Коми, ожидается увеличение объёмов перевозок. Недавно назначенный начальник депо Руслан Золотарёв с оптимизмом смотрит в будущее. И очень хорошо, что вместе с производственными задачами он собирается решать и социальные. Первым делом – установить Доску почёта. А вторым – сделать стенды, рассказывающие о тех, кто поднимал депо в первые трудные годы его существования, кто водил паровозы и прославил свой коллектив. В том числе, и об Иване Пироженко.

***


Так что же нового сообщил человек, пришедший в совет ветеранов Сосногорского региона? Он, в частности, утверждал, что похоронен Иван Пироженко в 1975 году в посёлке Синдор, рядом с одноименной железнодорожной станцией. С помощью Княжпогостского историко-краеведческого музея Республики Коми удалось подтвердить информацию о том, что Пироженко действительно скончался там. Сведения о захоронении пока не найдены.
В 2019 году исполняется 110 лет со дня рождения Ивана Пироженко. Хочется надеяться, что поиск всё же принесёт свои результаты. А уж за памятным знаком дело не станет.
Татьяна Куценина,
Волховстрой – Сосногорск – Санкт-Петербург


Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31