23 марта 2019 08:07
фото: иван куртов

Чтобы мчаться ещё быстрее

Строительство новой магистрали придаст импульс развитию высокоскоростного движения

С начала нынешнего года высокоскоростными поездами «Сапсан», курсирующими между Мос­квой и Санкт-Петербургом, перевезено 5,1 млн пассажиров, что на 7,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как видим, популярность «Сапсанов» растёт. По словам пассажиров, кроме скорости и комфорта в пути следования поезд в приоритете ещё и потому, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге аэропорты, в отличие от вокзалов, находятся очень далеко от центра города.

Средняя скорость «Сапсана» – более 200 км/ч. По мировым меркам, это далеко не рекорд. Но для того, чтобы пустить ещё более быстроходные поезда, нужно строить новую высокоскоростную магистраль (ВСМ), поскольку обычные железнодорожное полотно и контактная сеть не рассчитаны на столь высокие скорости. К тому же высокоскоростное движение вызовет сокращение объёмов движения электропоездов, что ни в Москве, ни в её пригородах недопустимо в связи с популярностью этого вида транспорта.

Любопытно, что о строительстве ВСМ между двумя столицами задумывались ещё на излёте советских времён. Были приняты необходимые документы, осенью 1991 года возникло Российское акционерное общество «Высокоскоростные магистрали». Однако тогда всё ограничилось котлованом у Московского вокзала, на месте которого позднее построили торгово-развлекательный центр «Галерея».

На стыке первого и второго десятилетий нынешнего века к идее строительства ВСМ Санкт-Петербург – Москва вернулись вновь. В октябре 2011 года состоялась презентация нового проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали, однако спустя полтора года было объявлено, что его реализация откладывается на неопределённое время.

По мнению экспертов, развитие проекта сдерживается отсутствием свободных территорий, где можно проложить трассу. А если строить её над землёй, то это потребует слишком больших финансовых вложений. Найти решение этих проблем пока не удаётся.

В минувшую среду, общаясь с представителями Ассоциации европейского бизнеса, министр экономического развития России Максим Орешкин коснулся и перспектив строительства высокоскоростных магистралей Москва – Казань и Москва – Петербург.

По словам министра, проект «Москва – Петербург» выглядит более привлекательным.

– Построив высокоскоростную ветку между Москвой и Санкт-Петербургом, можно качественно изменить грузовое движение, которое сейчас идёт в обход. И вот эти все эффекты мы пытаемся сейчас положить на бумагу и выполнить расчёты, тогда принять решение будет гораздо проще, – заявил министр.

Судя по всему, в экономическом ведомстве пока нет точного видения сроков начала строительства. При этом, по оценкам специалистов, строительство таких магистралей стимулирует экономическое развитие всей страны: рубль, вложенный в ВСМ, влечёт за собой 1,43 рубля инвестиций в различные отрасли промышленности.

Сейчас в парке РЖД насчитывается 16 поездов «Сапсан» – продукция знаменитой немецкого концерна Siemens. По имеющейся информации, в следующем году компания планирует закупить ещё 11 поездов, а также 27 вагонов для увеличения составности. Сейчас ведутся переговоры между РЖД и немецкой фирмой об их строительстве на базе российского предприятия ООО «Уральские локомотивы». Хотя при этом многие комплектующие будут поступать из Германии. Кстати, на «Уральских локомотивах» уже более трёх лет ведётся серийная сборка электропоездов «Ласточка», которые активно эксплуатируются на целом ряде дорог, включая и Октябрьскую.

Согласно договору, техническое обслуживание и ремонт как «Сапсанов», так и «Ласточек» на протяжении всего периода эксплуатации, который составляет тридцать лет, осуществляет Siemens. В случае необходимости немецкие инженеры приезжают в Россию. Но естественно, в цехе сервисного обслуживания высокоскоростных и скоростных поездов, созданного на базе моторвагонного депо «Металлострой», работают российские мастера.

– Коэффициент готовности парка электропоездов «Сапсан» находится на уровне 93,8 %, – сообщили в Дирекции скоростного движения. – Это позволяет ОАО «РЖД» обеспечивать среднегодовой пробег каждого электропоезда на уровне почти 470 тыс. км и перевозить более 5 млн пассажиров в год.

Тем не менее изредка поломки всё же случаются. По словам специалистов, иногда они вызваны тем, что «Сапсаны» мчатся по той же колее, что и обычные поезда. То есть высокоскоростная магистраль необходима и с этой точки зрения.

Давид Генкин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31