13 ноября 2019 02:28
13 ноября 2019 02:28

Турпоток направят в «Рускеалу»

Железнодорожники Петрозаводского региона ОЖД готовы обеспечить удобный трансфер для посещения туристами уникальных мраморных каньонов в Карелии

Руководство Петрозаводского территориального управления ОЖД совместно с правительством Республики Карелия и администрацией горного парка «Рус­кеала» приступило к разработке проекта по организации пассажирского сообщения из Санкт-Петер­бурга в город Сортавала. Проект предусматривает возможность путешествий как поездами пригородного, так и дальнего сообщений. Главная цель – обеспечить возможность массового посещения туристами одного из интереснейших мест в регионе.
Речь о необычном природно-антропогенном объекте – заполненных чистейшими грунтовыми водами бывших карьерах-каменоломнях, где, начиная с XVIII века, велась промышленная добыча различных сортов мрамора. Комплекс расположен в Сортавальском районе Республики Карелия на берегу живописной реки Тохмайоки и с 1998 года является объектом культурного наследия России регионального значения (рег. № 101430114710005, Постановление Председателя Правительства РК № 333 от 25.05.1998).

– Каменоломни начали активно разрабатываться в начале правления императрицы Екатерины II, – рассказывает один из администраторов горного парка Надежда Мануйлова. – На месторождении было заложено несколько карьеров, из которых с помощью бурения и закладки пороховых зарядов добывался мрамор. На работах было занято до 500 человек местного населения. Ценный отделочный материал был четырёх цветов – пепельно-серого, серо-зелёного, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого. Всего за период с 1769 по 1838 годы здесь было добыто 200 тысяч тонн мрамора. Большая его часть пошла на украшение дворцов, храмов и памятников Санкт-Петербурга. В частности, рускеальский мрамор использовался в облицовке Исаакиевского собора, Михайловского замка, из него выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, им обрамлены окна Мраморного дворца и так далее. В наше время его использовали для отделки подземных залов станций Петербургского метрополитена (например,  «Приморской» и «Ладожской»).

Подобного памятника индустриальной культуры, представляющего собой рукотворные горные озера в сплошном массиве мрамора, прорезанного системой шахт, штолен и штреков, нет ни в России, ни в Европе. Протяжённость главного карь­ера довольна внушительна: длина составляет 460 м, а в ширину он достигает почти 100 м. Расстояние от самой верхней точки берега водоёма до его дна – свыше 50 м. Прозрачность воды составляет 15–18 мет­ров, поэтому особой популярностью карьер пользуется у дайверов. В солнечный день под толщей воды даже с берега можно без труда увидеть остатки корпусов старых тракторов.

Однако сегодня попасть в это заповедное место можно только двумя путями: либо на автотранспорте из Санкт-Петербурга или Петрозаводска до города Сортавала и далее до самого парка (а это порядка 30 км), либо пригородным поездом до станции Кузнечное с последующей пересадкой на электричку до станции Сортавала (правда, в этом же направлении по средам и пятницам курсирует поезд Санкт-Петербург – Костомукша, но для большинства туристов он неудобен). Проект же предлагает кардинально изменить ситуацию и сделать маршрут более привлекательным для туристов за счёт разработки альтернативных вариантов поездки к «карельскому чуду».

– Сейчас на рассмотрении находятся несколько вариантов организации курсирования поездов в пригородном и дальнем сообщении для перевозки туристов на участке Кузнечное – Сортавала и Санкт-Петербург – Сортавала, – рассказали в аппарате Пет­розаводского территориального управления ОЖД.

– В числе предложений – организация курсирования электропоезда «Ласточка» с комбинированной тепловозной тягой до станции Сортавала, организация пересадки пассажиров из пригородного поезда Санкт-Петербург – Кузнечное по станции Кузнечное на пригородный поезд Кузнечное – Сортавала (и в обратном направлении) на одной платформе. Для этого совместно с правительством Ленинградской области рассматривается возможность изменения расписания движения пригородных поездов для удобства пересадки в рамках действующих размеров движения без дополнительного субсидирования из бюджета Респуб­лики Карелия.

Ожидается, что более удобное сообщение между Северной столицей и станцией Сортавала привлечёт массу туристов. По предварительным подсчётам, пассажиропоток на различные мероприятия в горный парк «Рускеала» может составлять до 400 тысяч человек в год, что более чем в два раза превышает ежегодное число посетителей знаменитого музея-заповедника «Кижи».

Оксана Крапивина

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30