16 июля 2019 19:21

Колокол в честь императора

Несмотря на то, что церковь святых Петра и Павла в Любани в народе считается главным железнодорожным храмом, он определённо не является единственным в России, к которому приложили руку путейцы.

Одна из подобных святынь находится в Санкт-Петербурге недалеко от Московского вокзала. Ещё лет 15 назад мало кто из людей, живущих неподалёку, знал, что угрюмое здание молокозавода являлось когда-то величественным Феодоровским храмом. Однако порядка десяти лет назад всё вновь вернулось на круги своя. Церковь (при участии ОАО «РЖД») была восстановлена. Особенностью этого храма стали именные колокола, названные в честь представителей царской семьи. Самый большой колокол, весом почти девять тонн, носит имя «Михаил-Николай» в честь первого и последнего представителей династии Романовых – царя Михаила Фёдоровича и императора Николая II. Другие получили имена в честь императриц, цесаревича и последних великих княжон («Александра», «Мария», «Алексей», «Ольга», «Татьяна», «Анастасия»)…

А несколько лет назад на перроне Балтийского вокзала Северной столицы появилась часовня, освящённая в честь Марии Гатчинской, чья биография весьма интересна.

Лидия Лелянова (так звали её в миру) родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге. В юности тяжело заболела и была парализована. Но это не мешало ей вести жизнь духовно весьма строгую. В 1922-м году она приняла монашеский постриг. Будучи прикованной к постели в доме брата в Гатчине, она утешала многочисленных посетителей, давая им духовные советы и помогая силой своей молитвы. В 1931 году её, несмотря на болезнь, вместе с другими монахами арестовали и осудили. Спустя три месяца она скончалась в тюремной больнице.

На наиболее отдалённых участках железных дорог верующие могут посетить передвижные храмы. Первый из них был построен в 1724 году для принявшего православную веру внука калмыцкого хана Аюки-хана Баксадая-Дорджи, ставшего в крещении Петром Тайшиным. Церковь была освящена во имя Воскресения Христова и перемещалась на гужевой тяге. Полтора века спустя, начиная с 1890-х годов, появились храмы-вагоны. До революции существовало не менее шести передвижных церквей разной конструкции. Поначалу их отличительным цветом был тёмно-синий, а после 1913 года – белый цвет. В советские времена железнодорожные храмы исчезли со стальных путей, но в начале XXI века традиция была востановлена. Как правило, сейчас передвижные храмы рассчитаны на 50 молящихся, в них есть алтарь, трапезная и иконная лавка. А также купе для проезда священнослужителей.

Елена Толщихина