19 сентября 2019 09:36
фото: иван шаповалов/ид «гудок»

Флагман инноваций

Самому современному железнодорожному вокзалу Северной столицы исполнилось 15 лет

Ладожский вокзал – крупнейший по величине железнодорожный пассажирский терминал Санкт-Петербурга и последний из введённых в строй. Он был сдан к 300-ле­тию города и удачно вписался в пространство мегаполиса, образовав вместе с одноимённой станцией метро и остановками наземного транспорта комфортный для пассажиров пересадочный узел.
В 2003 году вокзал не имел аналогов в России. Нестандартные архитектурные, конструктивные и инженерные решения сделали его одним из уникальных транспортных объектов. Он стал первым в городе проходным, а не тупиковым. Первым с чётко разделёнными дальними и пригородными пассажиропотоками. Первым, под которым идут поезда, как пассажирские, так и грузовые.

Вокзал строился по типу «интеллектуального здания» с единой системой коммуникаций и энергосберегающими технологиями. Для обслуживания информационной и локальной вычислительной сети строители уложили 15 тонн медного кабеля – 330 км. Только для защиты кабельных трасс на подходах к вокзалу потребовалось 200 тонн металлических труб.

Особая гордость проектировщиков – разработанная специально для Ладожского система автоматизации, информации и связи КСИАС, которая должна была объединить управление и контроль за работой всех систем вокзала. К сожалению, тогда так и не удалось достичь этого. КСИАС – «изюминка» Ладожского – оказалась скорей «крепким орешком».

Сейчас на вокзале завершается реконструкция, самая серьёзная с момента запуска. Обновлены четыре перрона и навесы, пассажирские пандусы и лестницы к платформам, выполнена замена напольного и настенного керамогранита в основных помещениях. Возведён новый досмотровый павильон на привокзальной площади, произведена замена защитных экранов безопасности на съезде и на террасе. Смонтирована система видеонаблюдения с камерами высокого разрешения и возможностью архивирования данных за последние 30 суток.

– Основная цель проводимых работ – создание комфортной и безопасной среды для всех категорий населения – говорит Марат Мамин, руководитель проекта компании «РосСтройМон­таж», которая является подрядчиком реконструкции.

И специалистам, действительно, удалось максимально приблизить Ладожский к мечте о создании «умного вокзала». Они реализовали удобную и понятную пассажирам систему динамической и статической навигации на двух языках. Лёгкому ориентированию на вокзале помогает также и централизованная система информирования.

Для маломобильных пассажиров оборудованы специальные пандусы, комнаты отдыха, оснащённые всем необходимым, в т.ч. санузлами и душевыми кабинами. Для слабовидящих по маршрутам их передвижения методом холодного пластика нанесена тактильная разметка – одна из немногих компаний, владеющих данной технологией, применила её на вокзалах города. Слабослышащим пассажирам помогает ориентироваться система «Говорящий город».

На сегодняшний день Ладожский вокзал являет собой квинт­эссенцию лучших мировых технологий, демонстрируя не только достижения в различных областях их применения, но и совместимость с уже существующими на железной дороге. Дополняет всё это высокая квалификация и чёткость работы персонала: слаженный коллектив обновлённого вокзала готов встречать гостей и участников Чемпионата мира по футболу.

Ольга Печора