19 августа 2019 13:23
фото: иван коршунов

Железнодорожные ценности

Что нужно сделать для сохранения памятников культурного наследия

Наше сегодняшнее интервью – с начальником Октябрьского центра технической информации и библиотек Романом Химачом.

– Роман Викторович, в чьей компетенции находятся проблемы охраны памятников и исторических мест Октябрьской железной дороги?

– Данный вопрос сегодня как нельзя кстати. Комплекс проблем, связанных с охраной памятников, ранее находился в ведении музея ОЖД. Когда последний был преобразован в Музей железных дорог России, тема осталась в подвешенном состоянии. Принято решение о создании на дороге отдела исторического наследия, который будет заниматься как памятниками, так и малыми музеями. Теперь, если можно так выразиться, это наш функционал.

Уже начато обследование состояния памятников. Во время комиссионного осмотра, который сейчас проходит на дороге, вопросам охраны объектов также будет уделяться серьёзное внимание.

– Если я не ошибаюсь, то на ОЖД когда-то было зарегистрировано порядка пятисот объектов историко-культурного наследия. Как сегодня выглядит карта исторических мест?

– Сегодня на полигоне ОЖД – 68 вертикалей ОАО «РЖД». Соответственно и исторические ценности распределились между ними. Большие вокзалы – один хозяин, малые – другой, локомотивы на постаментах – третий, и так далее. Какие-то объекты утрачены, что-то передано в ведение территорий. Все структуры на дороге должны будут предоставить нам сведения о состоянии своих объектов, по нашим подсчётам их сегодня 459 единиц – от паровозной колонки до выделенной заповедной зоны. А держателем данного процесса будет выступать ОЦНТИБ. Через нас будут утверждаться объёмы ремонтных работ, в некоторых случаях придётся привлекать специалистов-реставраторов, что тоже будем контролировать мы.

– Интересна ли лично вам эта несвойственная дороге деятельность? Есть ли в ОЦНТИБ специалисты данного направления?

– Безусловно, предстоящая работа мне кажется очень увлекательной. Я считаю, что у нас хороший потенциал. Здесь, в нашем здании, расположенном на набережной Обводного канала, 114, находится старейшая на дороге библиотека. В ней хранятся настоящие раритеты, они могут многое рассказать о тех объектах, которыми мы собираемся заниматься. Старые фотографии, чертежи, исторические справки, воспоминания конкретных лиц – всё это просто необходимо для того, чтобы попытаться вернуть некоторым сооружениям вторую жизнь. Мы подбираем специалистов, у нас есть на примете несколько человек. Возглавит направление заместитель начальника ОЦНТИБ Павел Стрелков, имеющий определённый опыт работы в этой области. Думаю, что целесообразно создание специального совета по вопросам сохранения культурного наследия при начальнике Октябрьской железной дороги. На его заседаниях с привлечением специа­листов в тех или иных областях могли бы рассматриваться особо важные и сложные вопросы межведомственного характера.

– Если бы такой совет был, то, возможно, в своё время министерство путей сообщения не потеряло бы первый международный вокзал России. Сейчас, по прошествии 15 лет, мы видим, что жертва была практически напрасной.

– Да, история с Варшавским вокзалом должна стать для всех нас хорошим уроком. Лишиться вокзала с уникальными интерьерами, императорского павильона Александра III, чтобы получить ещё один торгово-развлекательный комплекс! Это, мягко говоря, не совсем правильно. Решение о сносе или передаче на баланс объектов такого типа не должно приниматься кем-то единолично, независимо от того, какую должность человек занимает.

– В настоящее время своеобразной болевой точкой можно считать Петергофский вокзал, погибающий архитектурный шедевр XIX века. Всю прошедшую холодную зиму он практически не отапливался. Очевидно, что дирекция пассажирских обустройств, на балансе которой он находится, не сможет справиться с таким объёмом работ – ни по финансам, ни по специфике.

– Это очень сложный вопрос. На балансе данной дирекции более 100 охраняемых объектов. Это те самые дореволюционные, уникальные вокзальные здания, содержать которые очень непросто. Петергофский вокзал – объект культурного наследия федерального значения. Здесь требуется особый подход. Вот для раскручивания таких запутанных клубков и создается на дороге отдел исторического наследия.

Беседовала Татьяна Куценина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30