11 мая 2021 01:53

11 мая 2021 01:53

«Я на вокзале подожду свой поезд…»

Витебский вокзал  – один из немногих, хорошо известных в мире. Список фильмов, в которых мелькают его интерьеры, займет, пожалуй, не одну страницу. Вспомним хотя бы «Начальник Чукотки» или «Вокзал для двоих». А в помещении багажных кладовых во время съёмок сериала «Конец Сатурна» размещался подземный завод вермахта. В годы первой мировой войны на вокзале частенько можно было видеть Сергея Есенина, санитара Полевого Царскосельс-кого военно-санитарного поезда № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. А совсем недавно на перроне вокзала счастливчики могли вновь встретить «поэта»: здесь снимался очередной киносюжет.
1 августа 1904 года в Петербурге происходило освящение нового здания вокзала Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и торжественное открытие правильного пассажирского движения по новым путям до Витебска.

После молебствия подали шампанское и провозгласили первый тост за Государя, Государыню и за новорожденного Наследника Цесаревича. Громкое «ура» разнеслось по залу, и певчие лейб-гвардии Семёновского полка запели гимн «Боже, царя храни!»

Первый вокзал Царскосельской железной дороги в Петербурге строился в 1837 году как временный, деревянный, на год-два. Но только через 10 лет встал вопрос о строительстве другого здания. Его возвели по проекту архитектора Константина Тона в период с 1849 по 1851 год. С некоторыми переделками оно просуществовало до 1900 года. И лишь в 1901-м начали возводить то здание, которое сегодня всем хорошо известно.

Всё путевое хозяйство станции располагалось на уровне в 4,41 сажени (отметка головки рельса) над нулем Адмиралтейского футштока, в то время как отметка Загородного проспекта над тем же уровнем – 2,16 сажени, а набережной Обводного канала – 2,02 сажени (1 сажень = 2,134 м). Необходимость расположения путей на столь высоком уровне и вытекающие отсюда осложнения обуславливались стремлением пересечь Обводный канал на разных уровнях.

После составления плана станции в 1901 году был объявлен конкурс проектов фасадов. Всего поступило 24 проекта, из коих шесть было премировано. Добытый материал лёг в основу работы сотрудников строительного управления, окончательный проект которых и осуществлён. Он исполнялся академиком архитектуры Станиславом Бржозовским при участии архитектора Симы Минаша и инженера Алексея Голубкова.

Главный фасад, выходящий на Загородный проспект, распадается на три части. С левой стороны к двухэтажному корпусу примыкает башня с часами и флагштоком, с высоты которой взирают на пассажиров мудрые совы. Вестибюль с правой стороны увенчан куполообразной крышей с чешуйчатой поверхностью. Все железнодорожные операции производились в 1-м этаже центрального корпуса, имеющего отдельный подъезд (средний по фасаду), предназначавшийся для пассажиров, приезжающих на вокзал с багажом.

В середине зала находилось огороженное деревянными стенками пространство, в котором помещались кассы. Далее от входа, почти во всю длину зала, тянулся обитый железом прилавок для приёма багажа. Передвижение багажных тележек на второй этаж должно было как можно меньше мешать движению пассажиров. Для соблюдения этого условия багаж направлялся на тележках через тоннель под платформой № 2 длиною более 150 м к подъёмным машинам, с помощью которых он поступал на платформу, прямо к багажному вагону.

Больных пассажиров поднимали и опускали на лифте, расположенном рядом с вестибюлем отправления.

Большой интерес представляют детали художественной проработки отдельных фрагментов здания. Над входом в вестибюль первых классов помещены гербы Петербурга и Витебска – конечных пунктов Витебской линии.
Благодаря тому, что пути подходят ко второму этажу, оказалось возможным дать этому залу площадью более 150 кв. м, перекрытому куполом, значительную высоту, доходящую до 18 м.

Широкая лестница, поднимающаяся против входа одним маршем, разветвляется затем на две стороны: левый марш ведёт на платформу, а правый в зал первых классов. Мраморная лестница заполнена бронзовой отделкой и снабжена деревянными поручнями на бронзовых кронштейнах. Удачное сочетание тонов окраски стен, бронзы и аксессуаров, в связи с массой света, проникающего со всех четырёх сторон, придают помещению воздушный характер. На площадке против правого входа, на высоком пьедестале из красного порфира, при открытии вокзала возвышался бюст Николая I, над которым парил белый орёл. Надписи на двух, расположенных по бокам пьедестала мраморных досках, гласили: «Первая в России железная дорога – Царскосельская, открыта в царствование Императора Николая I 30 октября 1837 года», вторая – «С.-Петербург-Витебская – открыта в царствование Императора Николая II 1 августа 1904 года».

В зале ожидания первых классов расположены 5 панно с видами станций в Петербурге, Павловске и Царском Селе в разные периоды. Над боковой дверью,ведущей в проход на платформу, помещено лепное панно с инициалами дороги (МВР), окружёнными орнаментом. Зал освещался дуговыми лампами и бра. До сих пор здесь можно видеть устройства для опускания и подъёма люстр, изготовленные фирмой «Сименс» в начале ХХ века.

Особый подъезд со стороны канала ведёт в небольшое «помещение для высочайших особ», которое сообщалось с платформой особым ходом.

В годы послереволюционных преобразований, по советской традиции, место императора занял Ленин, потом в Световом зале водрузили ещё и громадную статую вождя, которой не нашлось места в городе. Разобрали участок пути, подходящий к Великокняжеским покоям. В 1987 году,
в дни празднования 150-летия дороги, на площадке перед этими покоями установили павильон, в котором по сей день находится копия паровоза «Проворный» с вагонами Царскосельской железной дороги.

Движение поездов от Витебского вокзала прекращалось лишь в годы блокады Ленинграда. Но под его шатром укрывались от вражеских самолётов-разведчиков бронепоезда, которые по соединительным путям Ленинградского ж.д. узла расходились отсюда по всем направлениям.

Вот уже более 100 лет Витебский вокзал является не только одним из крупнейших в городе, но и прекрасным памятником архитектуры эпохи «модерна».

И вновь, как 100 лет назад, пассажиры, не спеша поднимающиеся по центральной лестнице, видят бюст императора, с благословения которого началось в России строительство железных дорог. И мало кто теперь вспомнит, что многие годы на этом месте находился бюст «вождя мирового пролетариата».

Александр Ковалевский,
историк железнодорожного транспорта

Справка
У первой платформы Витебского вокзала расположен красивый павильон, который в народе называют императорским. Откуда же возникло это название? Дело в том, что строился данный павильон в те же годы, что и Витебский вокзал. Но если последний возводился на деньги общества Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, то первый – исключительно за счёт государственной казны. Именно из этого павильона выходил император, когда по отдельному императорскому пути следовал в Царское Село и далее, при необходимости, по соединительной ветке на Варшавскую железную дорогу.