11 мая 2021 20:27

11 мая 2021 20:27

фото: Иван Куртов

Машина БЦМ: всё, что нужно для ремонта

В Зеленогорской дистанции пути, приняв на вооружение опыт автодорожников, освоили новую экономичную технику и технологию

В хозяйстве пути Октябрьской дирекции инфраструктуры реализован и тиражируется функцио-нальный проект «Производство ямочного ремонта асфальтового покрытия железнодорожных переездов с помощью машины БЦМ 24 и навесного оборудования». Освоение нового способа устранения рисков для безопасности движения в зонах пересечения движения поездов и автотранспорта позволило существенно снизить расходы на материалы и топливо для ремонта, ускорить проведение дорожных работ. Подтверждённый экономический эффект составляет около 1 млн рублей в год.
Ремонт асфальтового покрытия никак не назовёшь профильным для дистанций пути. Главная их забота – обеспечить качество содержания и надёжность железнодорожной колеи для движения поездов. Однако время от времени в дистанции приходят квитанции с кругленькими суммами от ГИБДД – штрафы за ненадлежащее состояние асфальтового покрытия в зоне железнодорожного переезда.

Размер штрафа с недавних пор увеличен в 10 раз и составляет теперь от 20 до 30 тыс. рублей. Не отмахнёшься от таких сумм. Но и ремонт переездов – не самая простая проблема. Во-первых, на пересечении траекторий движения поездов и автомобилей нужно соблюдать особые меры безопасности, а при интенсивном потоке машин перекрытие одной полосы движения и вовсе невозможно. Приходится делать работу по ночам, которую, как известно, положено оплачивать в двойном размере. Во-вторых, ямочный ремонт асфальтового покрытия на переезде требует отвлечения большого количества работников от текущего содержания пути, и использование их при этом – крайне неэффективно. Пока машину с асфальтом ждут, пока кустарным способом выбоины заделают… По словам главного инженера Зеленогорской дистанции пути Олега Куницына, за ночь таким методом удавалось только один переезд отремонтировать. А сейчас – от двух до четырёх, в зависимости от степени разбитости асфальтового покрытия.

Вот уже два года в Зеленогорской дистанции ямы, выбоины и трещины ликвидируют с помощью специализированной машины – БЦМ-24 на базе автомобиля КамАЗ. Чтобы кардинально решить проблему ямочного ремонта и уйти от неплановых расходов (штрафы ГИБДД), в Октябрьской дирекции инфраструктуры решили воспользоваться опытом автодорожников и приобрести предназначенную для таких работ технику – комплекс БЦМ.

– Машина везёт на себе всё необходимое для производства ремонта: бочку с битумом и щебень в кузове, – рассказывает главный инженер дистанции Олег Куницын. – Система управления комплексом позволяет дозированно использовать материалы, в зависимости от размера повреждения асфальта. Это – очень экономичный и быстрый способ, с начала нынешнего года мы уже отремонтировали таким образом 40 переездов.

Технология несложная. Сначала повреждённый участок продувается струёй воздуха для удаления песка и пыли. Затем выбоина обрабатывается битумной эмульсией и заполняется горячей смесью щебня и битума. Этот способ так и называется – струйно-инъекционный, материал для латания дыр практически заливается в полость на дороге, обеспечивая хорошее её заполнение. Последний этап – засыпка верхнего слоя сухого щебня, и через несколько минут автомобили могут ехать по отремонтированному участку. Управляют машиной БЦМ всего два человека: водитель самосвала Семён Кузнецов и оператор оборудования Пётр Самарцев. Обучение работе с навесным оборудованием занимает несколько дней.

– Данный комплекс в Октябрьской дирекции инфраструктуры решили приобрести вследствие его высокой производительности и экономичности, – говорит главный инженер службы пути Юлиан Шлык. – Осваивали новый метод в Зеленогорской дистанции пути, оформив его как функциональный проект. Ведь экономический эффект от ремонта одного переезда составляет 10,377 тыс. рублей. После того, как проект реализовали в ПЧ-17, решили тиражировать его на другие дистанции.

Нынешним летом мобильная бригада, обслуживающая комплекс БЦМ 24, работает на полигонах двух регионов: Санкт-Петербургского и Санкт-Петербург-Витебского. «В зависимости от потребности, мы передислоцируем комплекс с одного места на другое, – поясняет Олег Куницын. – Составляем график работ на год, потом оперативно корректируем, если требуется. В этом году уже делали ремонт асфальтового покрытия на переездах зоны обслуживания Санкт-Петербургской, Санкт-Петербург-Витебской, Гатчинской, Новгородской дистанций пути».

Служба пути Октябрьской дирекции инфраструктуры по итогам первого полугодии признана лучшей на сети дорог в деле развития бережливого производства. С начала года в хозяйстве реализовано 10 функциональных проектов с общим эффектом более 30 млн рублей, тиражировано – более 50.

Галина Морозова