18 мая 2021 16:53

18 мая 2021 16:53

фото: семейный архив

Общий стаж династии – 200 лет

Основателем железнодорожной династии петрозаводчан Данилевских – Хворост был Михаил Хворост, начавший свою трудовую деятельность на железнодорожном переезде под Харьковом в 1905 году.
Когда пришло время служить в армии, его зачислили в железнодорожный батальон, который вскоре направили на строительство Мурманской магистрали. После мобилизации Михаил остался работать на дороге и прошёл все ступени мастерства, от дорожного мастера до начальника ПЧ. Работал в Кеми, Амбарном, Боярской, участвовал в торжествах по случаю забивки «серебряного» костыля в стык рельсовой колеи последнего перегона магистрали Амбарный – Боярская.

На строительстве «мурманки» Хворост познакомился с будущей женой, сибирячкой Анной, оказавшейся там по оргнабору вольнонаёмной и трудившейся также на строительстве магистрали.

Большие испытания выпали на долю семьи, когда в 37 году Михаил Хворост был арестован, осуждён и сослан на строительство объектов ГУЛАГа на Северной железной дороге, где в начале 50-х годов скончался. Реабилитирован был посмертно в 1956 году.

Сын Михаила и Анны, Николай, посвятил себя медицине, но тоже был тесно связан с железной дорогой – работал рентгенотехником Кемской узловой больницы. Вместе с ним трудилась и его жена Фаина, участница Великой Отечественной, которая приехала из Казани и отработала в этой больнице 28 лет.

Гены династии, где железнодорожниками были уже два поколения, передались и их дочери, Фриде. Работа её на дороге началась в 1968 году, в группе учёта Кемского локомотивного депо. Она трудилась статистом, оператором, а затем и начальником группы. Занималась обработкой маршрутных листов машинистов, определением показателей эксплуатационной деятельности, учётом расхода топлива.

После окончания ЛИИЖТа работала в депо старшим нормировщиком, ведущим инженером по организации и нормированию труда.

Её муж, Владимир Данилевский, был непосредственно связан с организацией движения поездов. Начав с составителя, работал дежурным по станции Кемь, ревизором по безопасности движения Кемского отделения ОЖД, а затем перешёл в поездные диспетчеры.

После реорганизации Кемского отделения Данилевские переехали в Петрозаводск. Владимир Фёдорович продолжил работу поездным диспетчером, Фрида Николаевна поступила в отдел труда и зарплаты Петрозаводского отделения, который возглавила в 2001-м. Долгие годы рядом трудились В. Рязанов, Г. Паншукова, Н.Чехонина, Е.Скирдова. Коллеги тепло отзываются о ней, отмечая её отзывчивость, честность, трудолюбие и справедливость.

Хотя объём работы стал больше, успевала Фрида Николаевна активно заниматься и общественной деятельностью. 15 лет возглавляла комиссию по трудовым спорам при райпрофсоже, долгое время была казначеем профкома аппарата отделения. Приходилось заниматься решением вопросов, связанных с организацией оплаты труда, установлением доплат и надбавок, разработкой положений о премировании, контролем за предоставлением дополнительных отпусков, установленных Колдоговором.

Тепло вспоминает Данилевская о своей работе с бывшими председателями райпрофсожа В. Евстюхиным, О. Огородниковым и нынешним руководителем регионального отдела Дорпрофжела Н. Погодиной. Считает, что очень повезло ей в жизни на хороших людей.

Фрида Данилевская отмечена знаком «Почётный железнодорожник», награждена именными часами ЦК профсоюза железнодорожного транспорта. На заслуженный отдых она вышла, имея 41 год стажа в отрасли.

Династия Данилевских – Хворост на этом не закончилась. Её продолжили дети Фриды Николаевны. Дочь Ольга пошла по маминым стопам – окончила ПГУПС инженером-экономистом и вот уже почти 25 лет трудится на предприятиях Петрозаводского региона. Сын Андрей тоже уже более 15 лет связан с железной дорогой.

В этом году Фрида Данилевская вместе с бывшими и нынешними коллегами отметит 80-летие образования Центральной группы труда и зарплаты Наркомата путей сообщения СССР.

Валерий Сидоркин,

общественный корреспондент «ОМ