23 февраля 2019 17:33
фото: артём семёнов

Ключ к решению любых задач

Изобретательский талант помогает путейцам экономить время и средства

Санкт-Петербург-Финляндская дистанция пути – одно из передовых предприятий ОДИ. Её коллектив не только имеет высокие производственные показатели, но и выгодно отличается творческим подходом к работе. За последние пять лет здесь внедрено 178 рационализаторских предложений с совокупным экономическим эффектом 10 млн 642 тыс. рублей.
Наиболее заметный рационализатор дистанции – дорожный мастер четвёртого линейного участка Дмитрий Ушанов. Хотя на его счету не так много рацио­нализаторских предложений, как у некоторых его коллег, – «всего» 34, но все его разработки приносят весомый экономический эффект. Они направлены на улучшение технологии текущего содержания пути за счёт вторичного использования материалов верхнего строения и конструктивных улучшений отдельных деталей и механизмов.

Бригадир по текущему содержанию искусственных сооружений Михаил Барыгин в 2016 году признан лучшим рационализатором, отмечен на доске почёта ОДИ. Он также выделяется не количеством, а качеством – у него обычно два-три внедрённых предложения в год, но с весьма значительным экономическим эффектом. Его идеи приносят значительную финансовую выгоду всей дирекции.

Юрий Кушнир, наладчик железнодорожно-строительных машин механических мастерских, в этом году представил очень значимую разработку – технологию восстановления захвата рельсосверлильного станка типа СТР, экономический эффект от которой составил 133 тысячи рублей в год. В течение последних пяти лет он наиболее активно занимается рационализаторской деятельностью, подав и внедрив за это время десять рацпредложений и сэкономив для дистанции около полумиллиона рублей. Юрий Петрович является хорошим наставником для молодых и начинающих рационализаторов.

Работник цеха по текущему содержанию земляного полотна, монтёр пути Михаил Сучков занимается обслуживанием и
обустройством железнодорожных переездов. В начале этого года его проект по усовершенствованию отбойного молотка позволил сэкономить более ста тысяч рублей. А всего поданные им за всё время работы восемь рационализаторских предложений, направленные на улучшение технологии обслуживания оборудования на переездах, принесли более двухсот тысяч рублей экономии. Вместе с коллегами он изготавливает специальную оснастку для разных технологических операций, а также придумывает приспособления для транспортировки средств малой механизации, защищающие их от повреждения при перевозке автотранспортом.

Молодёжь тоже старается не отставать от старших товарищей, перенимая их опыт и активно участвуя в рационализаторской деятельности.

Наладчик механических мастерских Эдуард Моисеенко с 2010 года оформил 14 рацпредложений с совокупным экономическим эффектом около миллиона рублей. Он работает над восстановлением и продлением срока эксплуатации средств малой механизации, вносит конструктивные улучшения. Идеи аналогичной тематики подаёт Дмитрий Егоров, а кроме того, его проекты направлены на улучшение условий труда.

– Наши рационализаторские предложения рождаются непосредственно в процессе работы. Когда мы получаем для ремонта какую-то новую технику или инструмент – возникают специ­фические проблемы, которые приходится решать своими силами, – рассказывает техник-метролог Алексей Дынак. – Например, потребовалось решить вопрос с закрытием крышек люков полувагонов после выгрузки из них инертных грузов на базе комплектации. Изготовили для этого дополнительное оборудование, и один работник с помощью крана на железнодорожном ходу выполняет данную работу, экономя людские ресурсы и время. На автокране вышел из строя указатель напряжения в сети автомобиля, так установили более современный электронный вольтметр, усовершенствовав электрическую
схему.

Алексей Владимирович, помимо непосредственных обязанностей метролога, занимается вопросами интеллектуальной собственности, в том числе и рационализацией, а также внедрением передового опыта других предприятий. Все «рацухи» в дистанции проходят через него – он помогает своим коллегам правильно составлять заявления, оформлять сопроводительную документацию, совместно с ведущим экономистом предприятия рассчитывает экономический эффект.

– На некоторых предприятиях я иногда слышу такое мнение: мол, зачем мы будем что-то изобретать, раз нет запчастей – пусть этот станок спишут и купят новый. У нас этого нет, да и мы не можем себе позволить так рассуждать, – говорит Алексей. – С таким подходом техники не останется, работать станет не на чем. Наши люди увлечённые, они искренне переживают за рейтинг предприя­тия и делают всё от них зависящее для выполнения поставленных задач. Очень важна и поддержка руководства. Начальник дистанции Кирилл Владимирович Скоморохов уделяет большое внимание рационализаторской деятельности, всячески способствует продвижению и внедрению полезных инициатив. В одном только прошлом году авторам рацпредложений были выплачены вознаграждения на общую сумму 380 тысяч
рублей.

Активно применяется и развивается в ПЧ-14 система бережливого производства 5S. В линейных подразделениях упорядочено хранение технической документации, организованы специальные кладовые и стеллажи для инструмента. Особое внимание уделяется механизмам, требующим ремонта, – для них выделены отдельные места хранения, чтобы исключить выезд работников на линию с неисправным оборудованием.

Благодаря совместным усилиям всего коллектива предприятию удаётся работать с небольшим перевыполнением плана по рационализаторской деятельности. В этой области дистанция входит в десятку лучших по Октябрьской дирекции инфраструктуры.

Артём Семёнов