20 апреля 2019 21:50
фото: Иван Куртов

Едет хорошо, но уж если встал...

В случае отказа технических средств на «Дончаке» вызов вспомогательного локомотива неизбежен

Первые «Дончаки» – созданные Новочеркасским электровозостроительным заводом грузопассажирские двухсекционные магистральные локомотивы серии 2ЭС4К – в Октябрьскую дирекцию тяги начали поступать в начале нынешнего года. Сейчас в парке эксплуатационного локомотивного депо Волховстрой (ТЧЭ-21) сконцентрировано уже 34 электровоза этой серии, призванной заменить устаревшие ВЛ10, ВЛ10У и ВЛ15. «Дончаки» задействованы в грузовом движении на участках от Санкт-Петербурга до Бабаево и Выборга, а также от Бабаево до Свири и Гатчины. Увы, если поначалу эксплуатационники безоговорочно приняли эту новинку на ура, то сейчас вынуждены констатировать: машины слишком часто выходят из строя на линии. За минувшие полгода зафиксировано уже более 60 таких случаев!
В том числе 11 раз срабатывала защита силовой цепи БВ-1, 5 раз отказывали тяговые электродвигатели, 9 раз – оборудование контакторной группы и 15 – мотор-компрессоры. Кроме того, 21 раз выходила из строя система электроснабжения. Так как «Дончак» – машина непростая, компьютеризированная «от колёсных пар до крыши», решить проблему на линии своими силами локомотивным бригадам, как правило, не удаётся. То есть вызов вспомогательного локомотива в таких случаях практически неизбежен.

– Аналогичные проблемы у нас возникали и при освоении такого компьютеризированного тягового подвижного состава, как рельсовые автобусы серии РА и электровозы ЭП10, – говорит начальник отдела организации работы локомотивов и локомотивных бригад Октябрьской дирекции тяги Константин Онищенков.

Помимо волховских локомотивных бригад, на «Дончаках» работают питерские (депо Санкт-Петербург-Финляндский, ТЧЭ-12) и бабаевские (ТЧЭ-22). Все машинисты и помощники (кстати, предварительно окончившие специально организованные при эксплуатационных депо курсы по освоению «Дончаков») в один голос отмечают комфортабельность их кабин управления, оборудованных кондиционерами, печами отопления и микроволновками, холодильниками и сантехникой, то есть умывальником и туалетом. А также – эргономичность этих кабин с их максимально удобным расположением всех кнопок, кресел и всего прочего оборудования. Машинисты со стажем рассказывают, как долго мечтали о таких замечательных условиях труда. Как сообщил нам начальник ТЧЭ-22 Юрий Скрябин, локомотивные бригады даже конкурируют между собой за право работать именно на «Дончаках». Машинисты и руководители эксплуатационных локомотивных депо перечисляют и ещё целый ряд преимуществ электровозов серии 2ЭС4К перед другими. В частности, называют наличие систем как рекуперативного, так
и реостатного торможения, дополняющих друг друга и позволяющих весьма существенно экономить затрачиваемую на тягу поездов электроэнергию. А также – наличие системы резервирования, то есть возможности перехода с одного комплекта аппаратуры на другой без необходимости сборки аварийной схемы. Отмечают и экономичность расхода электроэнергии на так называемом горячем простое локомотива: «Дончак» затрачивает её вдвое меньше, чем электровоз серии ВЛ-10 в тех же условиях. Немаловажно и то, что на локомотивах серии 2ЭС4К задействованы системы обогрева зеркал, стёкол и полов. Но слишком частые выходы электровоза из строя на линии напрягают, конечно же, всех. Да, при возникновении в пути следования какой-либо неисправности компьютер выдаёт локомотивной бригаде и причину сбоя, и оптимальный способ её устранения, однако на этом дело и стопорится.

– Мы получили «Дончаки» не новенькими с завода-изготовителя, а с Западно-Сибирской железной дороги, где они эксплуатировались в течение примерно четырёх лет, так что период гарантийного обслуживания у этих электровозов остался уже позади, – говорит машинист-инструктор по обучению локомотивных бригад ТЧЭ-21 Андрей Егоров. – В общем, это локомотивы 2008–2009 годов выпуска. Неудивительно, что именно сейчас, когда завод перестал контролировать процесс их эксплуатации, вылезли на свет многие из нерешённых до конца проблем. И решать их предстоит нам. Так что обучению и инструктажам работающих на «Дончаках» локомотивных бригад уделяем особое внимание. Управлять электровозами этой серии должны только машинисты с высокой квалификацией.

– Прорабатываем алгоритмы и методики обслуживания электровозов серии 2ЭС4К, а также налаживаем взаимодействие с ремонтниками, – добавляет начальник производственно-технического отдела этого же предприятия Виталий Алёхин. – Ведь расположенное по соседству с нами ремонтное локомотивное депо Волхов, ТЧР-16, как и другие аналогичные предприятия полигона Октябрьской магистрали, уже второй месяц работает в составе компании «ТМХ-Сервис».

Поскольку Новочеркасский электровозостроительный завод, как и компания «ТМХ-Сервис», входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг», хочется надеяться, вопросы обеспечения «Дончаков» запчастями будут решаться оперативно. Хотя и над ремонтниками нависла угроза необходимости столь «модного» сегодня импортозамещения. Ведь часть электроники для «Дончаков» производится при участии немецких фирм. Впрочем, проблемы надо стараться решать по мере их поступления…


Ирина Верховная