20 июля 2019 06:39
фото: Иван Куртов

С надеждой на решение проблем

В 3-м Всероссийском съезде машинистов примут участие 30 делегатов ОЖД

На съезд, который пройдёт в Москве с 27 по 29 ноября, по­едут лучшие работники полигона Октябрьской дороги, которым коллективы эксплуатационных локомотивных и моторвагонных депо на своих собраниях делегировали право представлять их общие интересы.
Некоторым из работников Октябрьской дирекции тяги, Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава и Северо-Западной дирекции скоростного сообщения предстоит участвовать в этом форуме уже не впервые. Тем интереснее им будет узнать, какие решения предыдущего съезда машинистов реализованы, а какие ещё ждут своего часа. Каждый из делегатов готовится принять участие в работе какого-либо из шести круглых столов, и все надеются, что предложения коллективов полигона ОЖД будут учтены в решениях форума. Ведь съезд машинистов как относительно новая форма коммуникации даёт сильнейшую обратную связь.

Круглые столы запланированы по следующим темам: «Медицинское обеспечение деятельности работников локомотивных бригад» (с участием НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД»), «Технические средства контроля и обеспечения безопасности движения», «Новые подходы в профессиональной подготовке и повышении квалификации локомотивных бригад» (на базе Пресненского подразделения Московского учебного центра профессиональных квалификаций МЖД), «Разработка и испытание локомотивов нового поколения», «Совершенствование организации труда и отдыха, форм мотивации труда локомотивных бригад» и «Применение информационных систем для повышения эффективности организации работы локомотивных бригад».

Виктор Степов:
«Авторитарный стиль руководства остался в прошлом»

На встрече с делегатами 3-го съезда машинистов начальник дороги Виктор Степов отметил, что передовой опыт наших локомотивных бригад многим интересен и поэтому активно изучается на полигонах других дорог.
Виктор Степов подчеркнул, что в последнее время он сам уделяет проблемам локомотивных бригад ещё большее, чем прежде, внимание.
«Если раньше я раз в месяц выезжал в одно депо, то теперь объезжаю до пяти, – сказал он. – В нынешних рыночных условиях, когда авторитарный стиль руководства остался в прошлом, успешно могут развиваться только те компании, руководители которых научились выслушивать своих работников, наладив чёткую систему обратной связи. Только так можно получить достоверную информацию с мест. А её недостоверность – провал для руководителя!»
Виктор Степов отметил, что хорошо поставлена обратная связь в эксплуатационных локомотивных депо Бологое и Суоярви. Сегодня мы предоставляем слово делегатам съезда из разных депо и начинаем с машинистов именно этих двух особо отмеченных начальником дороги предприятий.

Виктор Артемьев,
машинист депо Бологое

– На проводившихся у нас круглых столах были намечены пути решения ряда проблем. Принято предложение бригад о введении единого оплачиваемого дня обучения – для сдачи всех зачётов. Чтобы машинисты и помощники не метались, занимаясь этим в разные дни. Переходим на новую систему с 1 декабря. Также было предложено ввести систему самоконтроля для тех машинистов, которые стабильно работают без нарушений длительное время: при высокоразвитом чувстве ответственности скоростемерные ленты можно проверять не после каждого рейса, а изредка – точечно. И в конце года материально стимулировать их. Для сокращения количества случаев отказа техсредств в пути предложено предусмотреть технологические стоянки в графике движения грузовых поездов по жёстким ниткам – с учётом веса поезда, профиля пути и других параметров. Чтобы бригада при необходимости могла заниматься на линии устранением неисправности или просто проводить осмотр, не выбиваясь из графика. Справедливым было бы введение доплаты за обслуживание удлинённых плеч. Наши бригады ездят на участках до 600 км. Но этот вопрос пока не решается.

Сергей Кузьмин,
машинист депо Москва

– Поддерживаю коллегу из Суоярви в вопросе качества форменной одежды. Она не только «не дышит», но ещё и цвет её выбран неудачно. Завидуем скоростникам, у которых форма тём­но-синяя. Это гораздо функциональнее. Наша серая мгновенно в тепловозе замасливается и выглядит неряшливо. Текучесть кадров у нас высокая: в столице найти более спокойную и менее ответственную работу за те же деньги – не проблема. А областные жители если и захотят у нас работать, то встанет жилищный вопрос. Технологическое жильё почти не строится. Только в Решетниково не так давно дом сдали, и туда переехали жить несколько наших работников. Но это единственный случай.
Напрягает и то, что при приобретении путёвок в санатории и дома отдыха мы вынуждены оплачивать 50% стоимости за члена семьи. Выгоднее отдохнуть за границей. Огорчает также, что наличие у машиниста знака за безаварийный пробег на локомотиве 500 000 или 1 000 000 км не даёт теперь права, как во времена МПС, на получение знака «Ветеран труда». Всё это ведёт к падению престижа профессии. Хотелось бы, чтобы съезд помог решить эти вопросы.

Александр Олин,
машинист моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский

– У нас в Петербурге текучесть кадров работников локомотивных бригад очень высока. Причём если ветераны ещё держатся за родное предприятие, то молодёжь увольняется с лёгкостью. В среднем за выработанную норму часов машинист пригородного поезда получает на руки 45 тыс. рублей, помощник – 32 тыс. В мегаполисе несложно найти работу без тяжелейшего графика с ночными сменами и без столь высокой ответственности, как у нас, за аналогичные деньги.
Кстати, о графике: нередко заступая на работу с вечера, возвращаешься днём следующего дня. Здоровье для этого надо иметь железное! У нас даже конкурс был объявлен на разработку более гуманного графика работы, но никому это не удалось. Надеюсь, на слёте мы сможем донести до руководства холдинга мысли о необходимости улучшения условий нашего труда и повышения зарплаты, естественно, за счёт сокращения эксплуатационных расходов и роста производительности труда. Ну и конечно же, хочется обменяться опытом с коллегами с других дорог.

Сергей Семёнов,
машинист депо Суоярви

– Текучесть кадров у нас отсутствует: в регионе просто нет более привлекательных рабочих мест. И зарплата машиниста для региона конкурентоспособна – в среднем 45 тыс. рублей. А у машиниста 1-го класса она ещё выше. Тем не менее вопросы остаются. Я работаю в пассажирском движении, и у нас с нормой часов проблем не возникает, а вот у коллег из грузового они есть. Объёмы движения зависят от карьеров: когда у них погрузки нет – нет и работы у бригад. Около восьми наших бригад постоянно командируются в другие депо. Но с этим ничего не поделаешь, а вот ряд вопросов, усложняющих работу, решить было бы реально. Необходимо навести порядок в домах и комнатах отдыха локомотивных бригад. После того как от локомотивщиков они были переданы в НГС, их состояние ухудшилось. В частности, некомфортны комнаты отдыха в Сортавале. Требуется обеспечить бригады более удобной форменной одеждой. В выданной слишком высокое содержание синтетических компонентов. А летние ботинки! Вместо кожаных мы получили нечто из кожзаменителя. Ноги в них «варятся». А обуть собственные ботинки, отправляясь в рейс, машинист не имеет права.

Владимир Липатов,
машинист депо Кемь

– Машинисты нашего депо предложили отказаться от обязательного предрейсового медосмотра для тех, у кого длительное время не возникало с его прохождением проблем. Сформирована первая группа из десяти человек, серьёзно следящих за состоянием своего здоровья и не боящихся личной ответственности. На организацию ПРМО у нас тратятся немалые деньги, а ведь во многих развитых странах машинисты благополучно без него обходятся. Думается, сможем сэкономить и мы. Что же касается меня лично, то я работаю в пассажирском движении «в одно лицо», а для машинистов, обходящихся без помощников, ПРМО обязателен. Имеются претензии к состоянию кабин управления локомотивов. Уж казалось бы, наши электровозы ЭП1 – не старые, но мы постоянно страдаем из-за сквозняков. Стараемся вешать одежду на дверные и оконные проёмы, чтобы не дуло. Пишем об этом регулярно в книгах замечаний. Но взаимодействие разошедшихся по разным дирекциям эксплуатационников и ремонтников пока ещё отлажено не идеально, поэтому даже такие несложные вопросы, как установка прокладок на дверных и оконных проёмах, решаются неоперативно.