Цель – безопасность

На протяжении всего 83-летнего существования на железных дорогах ревизорского аппарата структура его постоянно совершенствовалась – в соответствии с требованиями времени.
Серьёзными преобразованиями, пожалуй самыми кардинальными за восемь десятилетий, отмечены последние годы. Значительно изменился подход к планированию и организации мероприятий внутреннего контроля. На принципиально новый уровень выведено взаимодействие с владельцами производственных процессов.
Сегодня вектор работы ревизорского аппарата смещается на выявление узких мест, анализ, контроль соблюдения технологий и компетентности работников. В основе – годовой план аппарата РБ. Он составлен с учётом существующих в хозяйствах рисков нарушения безопасности движения и сезонности их проявления.

Ежегодно проводится категорирование структурных подразделений по группам внутреннего контроля обеспечения безопасности движения. При отнесении их к той или иной группе учитывается как вероятность наступления нежелательного события, так и возможная тяжесть последствий. По результатам категорирования разрабатывается и утверждается план технических ревизий. Ревизоры по безопасности движения идут с проверками именно туда, где сохраняется риск нарушений.

Следующий этап – ежемесячное планирование работы ревизоров. Оно также осуществляется на основании годового плана работы. Обязательно при этом учитываются нарушения безопасности, допущенные на сети железных дорог, причины, которые лежат в основе этих нарушений.
Аппарат главного ревизора ГЖД по безопасности движения выстраивает доверительные отношения с работниками хозяйств. Мы реализуем принцип открытости, снижаем количество контрольно-ревизионных мероприятий. Одним из эффективных инструментов стала корпоративная сертификация. На Горьковской железной дороге у 24 предприятий есть действующий сертификат соответствия системы менеджмента безопасности движения корпоративным требованиям. В 2020 году планируется вовлечь в эту работу ещё 60 предприятий.

При проведении мероприятий внутреннего контроля особое внимание уделяется уровню знаний руководителей среднего звена, непосредственно управляющих производственным процессом. Акцент сделан на работе с дорожными мастерами, начальниками станций, пунктов технического осмотра вагонов, районов контактной сети, участков СЦБ, находящимися в должности менее трёх лет.

Ревизор по безопасности движения является универсальным специалистом. Когда был создан институт ревизоров, ни одно высшее учебное заведение не готовило выпускников по направлению «Обеспечение безопасности движения». Как тогда, так и теперь, ревизорами становились люди, имеющие опыт работы в своей специальности – движенцы, путейцы, локомотивщики, вагонники, энергетики и другие. Став ревизором, человек должен в полной мере понимать особенности работы каждого хозяйства. А это значит, что необходима кропотливая работа над собой и своими знаниями, постоянное самообразование, расширение кругозора.

Сегодняшние задачи аппарата РБ мало чем отличаются от общих, стоящих перед всеми хозяйственниками. Это внедрение стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса, культуры безопасности, различных систем менеджмента, принятых на дороге и в отрасли, анализ и оценка рисков, контроль своевременной разработки и применения корректирующих мероприятий.

Анализ всевозможных происшествий на полигоне дороги потребовал в своё время создания системы прогнозирования событий и отказов технических средств, причём эти прогнозы должны быть максимально достоверными. Опираясь на них, мы можем заранее разработать на предприятиях комплекс мероприятий, направленных на предупреждение транспортных происшествий.
Александр Гордеев, первый заместитель главного ревизора ГЖД по безопасности движения
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/