Не хлебом единым?

Очередной День качества прошёл на Горьковской дороге 15 марта. Установленный руководством компании в 2012 году как общесетевой, он проводится ежемесячно.
– Это инструмент, который помогает руководителям организовать системную работу по обеспечению качества, выявлять узкие места в технологиях и нацеливать коллективы на их улучшение, – поясняет ведущий технолог отдела службы технической политики ГЖД Елена Комарова. – Есть годовой тематический план Дней качества. В марте он был посвящён вовлечению работников в совершенствование технологических процессов и мотивации за предложения и проекты по их улучшению.

Проводился День качества как выездной, в Казанском регионе. Руководители служб и дирекций осмотрели свои предприятия. Представители службы технической политики побывали в ТЧМ Казань и ТЧэ Юдино. Общий разговор состоялся затем на совещании под председательством главного инженера дороги Андрея Ищенко.
Каким образом вовлечь персонал в работу по повышению качества? Можно – через рационализаторство, проекты бережливого производства, сетевые и дорожные конкурсы. Или через программы приведения объектов инфраструктуры к образцовому эстетическому состоянию, «Паспорт доверия».

Каждая из этих форм работы подразумевает материальную мотивацию персонала. О ней рассказала начальник отдела организации и оплаты труда Ольга Умняшкина. В частности, на дороге действует Положение о дополнительном премировании работников за результаты реализации проектов бережливого производства. В бюджете 2018 года на эти цели предусмотрено 12 млн рублей.

Горьковская дорога первой на сети ввела у себя Положение о мотивации за приведение объектов инфраструктуры к эталонному состоянию. По итогам прошлого года поощрено более 4700 человек на общую сумму около 22 млн рублей. Сейчас на дороге 72 эталонных объекта.

Принципиально новый проект ГЖД в содержании объектов инфраструктуры и мотивации персонала – Паспорт доверия. Получивший его коллектив не подвергается проверкам: ему доверяют. И поощряют. В 2017 году ежеквартально поощрялось около 200 работников на сумму 1 млн рублей.

Руководители, участвовавшие в Дне качества, отчитались о проведённой работе и обозначили проблемы, с которыми при этом сталкивались. Так, главный инженер Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава Сергей Безденежных поставил вопрос о бюджете средств, которые выделяются на премирование рационализаторов. Зачастую этих денег не хватает, образуется задолженность перед авторами предложений.

С тем, что ситуацию надо переломить, согласны все участники Дня качества. Однако Андрей Ищенко заметил, что мотивация может быть и нематериальной. На совещаниях чаще всего говорят о работниках, которые плохо выполняют свои обязанности, и очень мало – о тех, кто заслужил, например, звание «Лучший рационализатор» или «Лучший по профессии». В большей мере необходимо использовать возможности дорожной газеты «Волжская магистраль». Андрей Ищенко даже предложил кандидатуру для одной из публикаций – Андрей Салов, главный инженер ТЧМ Казань, которому присвоено звание «Лучший организатор рационализаторской деятельности ОАО «РЖД».
А можно ещё проще – поместить фото лучших рационализаторов на Доске почёта, с перечислением их разработок, указанием полученного эффекта.
– Очень скромно используют этот ресурс, – говорит Елена Комарова. – Я такое видела только в ТЧМ Горький-Московский.
Марина Галкина
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/