фото: Владимир Полыгалин

Грани диалога

Заместители начальников дорог обсудили в Нижнем Новгороде взаимодействие с органами власти

Железные дороги России предстают сегодня в двух ипостасях: это хозяйствующее ОАО и в то же время социально ответственный сектор экономики страны, транспорт, который призван выполнять важные для населения задачи – выгодно это или невыгодно.
Уже само такое положение задаёт сложные отношения с властью. А когда в мировой экономике все приметы кризиса, а внешняя обстановка вокруг России очень непроста, эти отношения требуют особого внимания, и ошибка может обойтись очень дорого.

Потому сетевое совещание по вопросам взаимодействия ОАО «РЖД» с органами государственной власти субъектов РФ, которое прошло в Нижнем Новгороде, не было дежурным мероприятием, где руководство просто настраивало бы подчинённых на работу.

Уже само начало встречи – первые приветственные речи – обозначило, что разговор будет трудным.
На Горьковской железной дороге достигнуты успехи во взаимодействии с региональными властями. Начальник ГЖД Анатолий Лесун вспомнил во время своего выступления важные точки сегодняшней совместной работы: решая серьёзные проблемы, действует координационный совет по железнодорожному транспорту, строится вокзал в Павлове, пешеходный мост в Оричах, готовится проект реконструкции вокзала в Глазове. 20 работников дороги участвуют в работе выборных органов региональной и местной власти. Но, как подчеркнул руководитель дороги, «в компании должна быть единая консолидированная политическая стратегия во взаимодействии с органами власти». А вот председатель Законодательного Собрания Нижегородской области Евгений Лебедев, приглашённый на открытие совещания, начал с извинений: регион должен многие миллионы рублей пригородному перевозчику. И заверил: изменения в бюджет уже вносятся, скоро область начнёт компенсировать доходы, недополученные в прошлые годы.

Да, это так: дорога, перевозчики могут технологически благополучно работать, но терпеть экономическое поражение, если диалог с властью не выстроен. Потому зал аплодировал руководителям, которые были награждены за многолетнюю работу по защите интересов дорог. Дорог, которые добросовестно выполняют свои социальные обязанности, но могут натыкаться на непонимание или игнорирование своих интересов со стороны власти. В числе тех, кто получил высокую награду – часы президента ОАО «РЖД», – начальник отдела по работе с органами власти Горьковской магистрали Наталья Ворожцова.

Статс-секретарь – вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков в отпущенное для его выступления время отказался от традиционного для таких совещаний большого доклада. После краткой информации о том, как складывается федеральное финансирование связанных с ОАО «РЖД» задач, как работают регионы с пригородными пассажирскими компаниями, Анатолий Мещеряков вызвал участников совещания на разговор и предложил задавать вопросы.
Среди инвестиционных проектов будущего года обозначены проектирование и строительство подходов к порту Кавказ, развитие Московского узла, БАМа и Транссиба. Однако складывающуюся в мире и в стране экономическую ситуацию трудно назвать благополучной, инвестиции государства в ОАО «РЖД» будут явно недостаточны для решения многих текущих задач. Тут перед руководством дорог и встаёт задача не потерять средства, которые можно и нужно получить от регионов. Необходимо думать и об их долгах за последние три года. В ряде регионов предстоит непростая работа по подаче судебных исков. К примеру, за заказанные пригородные перевозки Брянская, Орловская и Воронежская области задолжали пригородным компаниям каждая больше миллиарда рублей.

Разговор получился откровенным и предметным: руководители рассказывали о том, какие трудности возникают на их дорогах, как они решаются, задавали непростые вопросы. Но самое главное – внимание к опыту, который в сложившейся ситуации помог успешному решению тех или иных проблем. О нём говорили и начальник Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД» Владимир Лещишин, и приехавшие на совещание заместители начальников дорог.
Николай Морохин
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/